Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Новости
30.06.2017
582

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ЕЖЕГОДНЫЙ МУСОРНЫЙ МИЛЛИАРД

Ivanovonews на
Поделиться:
11.jpg

Создание «прокладки» между Регоператором и МУПами, (которые фактически выполняют услуги по сбору мусора) рождает допрасходы, которые падают на граждан.
Грубые расчеты показывают, что до половины установленного тарифа (а в год это почти четверть миллиарда рублей без учета областного центра) может составлять оплата работы посредников между населением и реальным исполнителем.

С 1 июля каждый житель Ивановской области (а может быть и не  каждый – точного понимания еще нет) должен будет платить по 88,72 рубля в месяц за вывоз и утилизацию мусора. 
Если учитывать, что в области проживало на 1 января 2017 года  1.023.170 жителей, сборы за год должны составить почти 1,09 миллиарда рублей, (88 руб. х 12 месяцев х 1023170) Если предположить, что собираемость будет на уровне собираемости в фонде капремонта (около 85%), то годовой бюджет – более 925 миллионов. 
В данной публикации не предполагается спорить относительно нужности или ненужности такого оператора, поскольку наведение порядка в «мусорном бизнесе» давно напрашивалось. 
Речь о том, как нашими деньгами будут распоряжаться. 

КТО ТАКОЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО 

Денежные средства будут поступать в частную коммерческую фирму - ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»  с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. 
По данным в ЕГРЮЛ, с 1 марта 2017 года фирма принадлежит ОАО «Интрейд», при этом 100% доли этого предприятия находится в залоге у Ларисы Ярченковой «…до полного исполнения обязательств по договору купли-продажи в уставном капитале общества от 20.02.2017г.» То есть ОАО «Интрейд» должно заплатить Ярченковой некую сумму и только тогда станет настоящим владельцем. 
Хотя некоторые эксперты оценивают такой договор только как юридический фокус, дабы скрыть связь мусорных фирм между собой. (О чем речь чуть ниже) 

Кто является акционерами ОАО «Интрейд» не раскрывается, (хотя руководство компании так или иначе аффилировано с управляющими компаниями Иванова), а вот Лариса Ярченкова – владелица многих управляющих компаний, а также фирм, которые занимаются по области уборкой мусора. 
Лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Ивановской области Павел Попов совсем недавно вышел из состава «мусорных» фирм или продал доли той же Ярченковой.
Подробнее о продаже фирм Поповым можно прочитать ЗДЕСЬ. 

Лариса Ярченкова является женой члена правления некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», заместителя председателя Ассоциации «Объединение организаций, управляющих недвижимостью „Стратегия“ Владимира Ярченкова, которого называют реальным игроком на рынке и контролирующим крупные управляющие компании многоквартирных домов Иванова. 
С Ярченковым часто связывают бывшего главу города Иванова Александра Фомина, (именно он назначал Ярченкова в коммунальный МУП «РКЦ» перед большой коммунальной реформой) 

ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (ранее называлось ООО «Чистое поле – центр») не просто так стало таковым оператором. Оно «выиграло» в декабре 2016 года конкурс, который проводился комиссией Департамента ЖКХ Ивановской области. 
Правда, «выиграло» само у себя, поскольку «соревновалось» с ООО «Чистое поле – Иваново», где те же действующие лица, что и в ООО «Чистое поле – центр». 

КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР РАЗДАЛ КОНТРАКТЫ 
11 апреля 2017 года региональный оператор провел аукционы по оказанию услуг по осуществлению сбора и транспортирования ТКО до 2031 года по адресу ул.Советская, д.22, офис 414 среди тех, кто захотел выполнить заказ на работу с мусором. 
Победителями оказались: 
ООО «Подворье» 
ООО «Чистое поле – Шуя» 
ООО «Чистое поле+» 
ООО «Эко-Транс Авто» 
В трех последних фирмах один и тот же финдиректор – Галина Александрова. Это и не удивительно, поскольку владелец всех четырех победивших фирм все та же Лариса Ярченкова. 
То есть фактически лица, стоящие за региональным оператором, заключили договоры по выполнению работ сами с собой.    

Реальную конкуренцию могли бы составить муниципальные предприятия в разных городах области, которые занимаются сейчас вывозом мусора. Однако ни власти, ни сами руководители этих МУПов не предприняли никаких шагов для этого. 
В том числе и потому, что аукционы были разделены на 4 лота по территориям так, что МУПы сами по себе не способны были участвовать в аукционе – им необходимо было объединять усилия, сделать расчеты, решить юридические вопросы такого объединения. 
При этом извещение об аукционах появилось 21 февраля, а до 3 апреля необходимо было уже подать заявки на участие в аукционах. Разумеется, что за такой короткий срок никто этого сделать не успел или не захотел.  
Все реальные конкуренты были технично отстранены. 
Это привело к тому, что лица, которые собирают деньги, ставят задачи, контролируют, подписывают акты приемки, перечисляют деньги – фактически управляются из одного центра и связаны фигурой Ярченковой. 

«МУСОРНАЯ ФИРМА» ТОЛЬКО ЗА ВИЧУГУ ПОЛУЧИТ ПОЧТИ 48 МИЛЛИОНОВ В ГОД 
Вот один из примеров того, что сейчас в реальности происходит на рынке. 
Проект договора, который предложен ООО «Эко-Транс Авто» для МУП «САХ и благоустройство г.Вичуга» (Договор №2) почти полностью совпадает с тем договором, что ООО «Эко-ТрансАвто» заключило с «Региональным оператором…» (Договор №1), «выиграв» конкурс. 
То есть «Эко-ТрансАвто» не в состоянии самостоятельно вывозить мусор из Вичуги и поэтому свои обязательства перекладывает на вичугский МУП. 
Но есть одна важная деталь. 
Есть по итогам аукциона ООО «Эко-ТрансАвто» будет получать от Регионального оператора оплату в размере 385,4 руб. за 1 куб.м, то вичугскому МУПу будет за это платить только 216 руб. за 1 куб.м. 
Несложные расчеты показывают, что ООО «Эко-ТрансАвто» за год только по Вичуге (планируемый объем мусора – более 283 тыс.куб.м.) получит от Регионального оператора более 109 млн.руб., а заплатит МУПу только 61,2 млн.руб. 
Разница – почти 47,9 млн. руб. А что такого сделает «Эко-ТрансАвто», что заберет себе почти половину контракта?   
Единственный пункт обязательств, который остается на «Эко-ТрансАвто» и не продублирован в договоре с МУПом – «…в случае сбора и транспортирования ТКО бесконтейнерным способом осуществлять оказание услуг только в отношении ТКО, собранных потребителями в пакеты или иные емкости, представленные Региональным оператором». Видимо, речь идет о частном секторе. 
Но дело в том, что объем мусора в договоре №1 и договоре №2 полностью совпадают, а если услуги разделены, то и объем нормативного мусора должен бы быть «поделен»? 
Проблема еще и в том, что в частном секторе в той же Вичуге до сих пор непонятно как этот мусор собирать и когда начнут это делать.

КАК ЕЩЕ МОГУТ «ЗАРАБАТЫВАТЬ» «МУСОРНЫЕ» ФИРМЫ 
Кроме того есть еще много вариантов для получения денег фирме, которая стоит между Регоператором и МУПом. 
1. Акты подписываются практически одновременно, но Региональный оператор обязан перевести деньги через 30 дней после подписания, (хотя может и раньше), а «Эко-ТрансАвто» в Вичугу отправляет деньги через 45 дней. В течении не менее 15 дней эти деньги могут приносить банковские проценты - каждый месяц. 
2. Если ООО «Эко-ТрансАвто» в качестве обеспечения представляет банковскую гарантию, то в свою очередь МУП в адрес «Эко-ТрансАвто» для обеспечения должен перечислить реальные денежные средства в размере 10% от суммы ежемесячного контракта. Тоже неплохой способ «прокрутки» чужих денег.  
3. «Эко-ТрансАвто» должно оплачивать только тот объем мусора, который представлен по актам со стороны МУПа. Может сложиться ситуация, при которой МУП предъявит к оплате по Вичуге меньший объем мусора, чем предусмотрено нормативами. А вот «Эко-ТрансАвто» ничто не мешает предъявить к оплате для Регионального оператора «нормативную» цифру. (Они же должны собирать мусор с населения? Кто его проконтролирует?) Разницу можно положить в карман. 
А поскольку Региональный оператор и «Эко-ТрансАвто» фактически контролируются одними и теми же людьми, то договориться им не составит труда. 

ЧТО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ В ДРУГИХ РАЙОНАХ ОБЛАСТИ И В ИВАНОВЕ? 

Кроме МУПа в Вичуге на рынке отходов в области сейчас работают: 
МУП «Приволжское МПО ЖКХ» 
МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» 
МУП «ЖКС» (Тейково) 
МКП «Спецстрой» (Родники) 
ОАО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ Гаврилово-Посадского района» 
МУП САЖХ Иваново (Тейковский район, Иваново) 
ООО «Чистая область – Южа» 
ООО «ДомоСтрой-2» (Савино) 
ООО «Юг» (Вичугский район)
Большинство из них, вероятно, так или иначе будут вынуждены заключать похожие договоры с «победившими аукционы» четырьмя фирмами (только вот смогут ли они по установленным тарифами сводить концы с концами?) или им придется вовсе уходить с рынка. 
Тем более, что кроме них уже работают те самые Ярченковские «Чистые поля»: 
ООО «Чистое поле – Центр» (Кинешма, Комсомольский, Палехский районы) 
ООО «Чистое поле» (Шуйский район)
ООО «Чистое поле – Иваново» (Ивановский район) 

Впрочем, если муниципальные власти объединяться (ау, Совет муниципальных образований!)  и встанут на защиту своих собственных предприятий и – как минимум – «выбьют» из фирм и регоператора нормальные условия, то ситуация может поменяться. 
Для этого именно власти должны инициировать такие переговоры, чтобы МУПы были не один на один с большим Регоператором. 
Не помешало бы и участие «тарифных» специалистов в правительстве области, поскольку в некоторых МУПах тарифы в несколько раз выше, чем в Иванове и такая разница может быть в том числе и из-за неэффективной работы самого МУПа. 

Вот Вам математика: 
утвержденный тариф для Регоператора – 492,9 руб. за куб.м (с НДС), или 417,71 руб. без НДС. 
- Регоператор платит фирмам, выигравшим аукцион по 317,5 руб.(лот 1); 342,4 руб. (лот 2); 292,1 руб. (лот 3); 385,4 руб. (лот 4). То есть с каждого кубометра Регоператор уже «наваривает» от 125 до 32 рублей. 
- Фирмы, выигравшие аукцион занижают стоимость кубометра для МУПов – в случае с Вичугой до 216 руб. за куб.м. – это в данном случае еще 169 руб. за куб. 
ИТОГО: между реальным исполнителем (вичугским МУПом) и Регоператором – 201,7 рубля! (плюс еще 74, 29 руб.НДС, который уйдет в федеральный бюджет) 
Если умножить на годовой объем планируемого мусора - то это почти четверть миллиарда рублей в год на посредниках. (без учета г.Иваново)
Цифра эта очень условная, поскольку по четырем лотам могут быть разные "вилки" в тарифе и договорной цене, да и расходы по районам разные.

Однако в любом случае это очень неплохое поле для переговоров муниципальным властям – если, конечно, они думают о своих предприятиях, а не прибылях регоператора. 

Важный вопрос - что будет происходить в Иванове? Это же мусорный рынок, доходность которого в теории должна быть выше областного. 
По предварительным данным, ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» ни с кем не собирается делиться (аукционы даже не объявлялись) и будет заниматься сбором мусора в Иванове самостоятельно. 
Регоператор, вероятно, возьмет в аренду (с правом выкупа) часть имущества МУП САЖХ Иваново, что для последнего означает окончание работы в мусорном бизнесе. 
О том, как это скажется на выживаемости ивановского МУПа есть разные версии – от катастрофической (МУП станет банкротом) до оптимистической (мол, доля «мусорного дохода» очень невелика, и его потеря почти ничего не изменит) Время покажет, хотя в самом МУПе работники волнуются - вплоть до прямых писем губернатору. 

Можно констатировать, что в мусорном бизнесе в области завершился процесс монополизации рынка. При этом разработка схемы по ТКО и нормативов, установление условий игры на нем, сбор денег, контроль за исполнением находится в одних руках. 
И если в случае с региональным оператором капремонта власти полностью (по крайней мере формально) контролируют фонд, то в случае с региональным оператором по обращению с ТКО кроме тарифов они ни на что повлиять не могут, а в некоторых случаях (как то переговоры по заключению договоров с МУПами) – и не хотят. 
Создание «прокладки» между Региональным оператором и МУПами, (которые фактически выполняют услуги по сбору мусора) экономически не обосновано и рождает дополнительные расходы, которые падают на граждан.
Грубые расчеты показывают, что до половины установленного тарифа (а в год это почти четверть миллиарда рублей без учета областного центра) может составлять оплата работы посредников между населением и реальным исполнителем.
В Иванове весь "бонус" идет напрямую регоператору и прибыль здесь спрогнозировать сложно.
Возможно, такая маржа может быть направлена на инвестиции - строительство новых заводов и полигонов ТБО в области. Однако все почему-то говорят, что никакой инвестиционной составляющей в тарифе нет.

Сергей КУСТОВ
Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама