"ТЫ #ЗА_ШАРЫПОВА, или #ЗА_ФОМИНА?"
Фомин возвращает политику в публичную плоскость, ставя перед многими открытый, а не закулисный выбор. Но выбор между Шарыповым и Фоминым не так однозначен, как преподносится.
Это выбор не между программами, не между личностными оценками. Это не выбор между «подчиниться воле губернатора» и «взбунтоваться против губернатора». И письма трудящихся с бизнесменами не веский аргумент.
На мой взгляд, водораздел "Шарыпов - Фомин" проходит по двум основным линиям...
31 октября комиссия из 8-ми человек выслушает «программы»
четверых кандидатов на пост руководителя администрации города Иваново и большинством голосов не менее двух кандидатов направит «на рассмотрение» в городскую Думу.
А в Думе не менее 16-ти депутатов из 30 должны избрать главу города.
Ставлю 9 из 10, что главой администрации города станет Владимир Шарыпов.
КОНКУРСНЫЙ ПРОИГРЫШ ФОМИНА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВЫИГРЫШЕМ
В этот раз (на удивление) появилась интрига – благодаря поступку прежнего мэра города Александра Фомина (бывшего вице-губернатора, ныне – депутата облдумы), который подал документы на участие в конкурсе вопреки «генеральной линии».
Это очередной прокол «внутренней политики», но с точки зрения общественного интереса это плюс. При всей неоднозначности Фомина такой его поступок крайне важен для сегодняшнего болота. Может быть, даже и не отдавая себе в том отчета, Фомин возвращает политику в публичную плоскость, ставя перед многими открытый, а не закулисный выбор. От этого у нас многие отвыкли. И очень неплохо, что такая практика возвращается, а застрельщиком выступает именно Фомин, а не кто-либо другой.
В этом смысле даже проигрыш Фомина в конкурсе может оказаться положительным системным сдвигом в сознании: так – можно!
ДОЙДУТ ЛИ ДО ДУМЫ ВСЕ ЧЕТЫРЕ КАНДИДАТА?
Конкурсная комиссия обязана выбрать на депутатский суд не менее двух кандидатов.
Один из них – Владимир Шарыпов (тот, на кого делает ставку губернатор Павел Коньков) - заявил
в программе «Есть мнение», что у комиссии нет оснований не допускать до депутатского голосования кого-либо из четверых претендентов.
Возможно, и так.
Но подобное решение выставляет на посмешище членов самой комиссии - зачем они тогда были нужны, если не способны реализовать свою главную функцию - сделать выбор?
С другой стороны, могут появиться проблемы при голосовании в Думе – набрать 16 голосов (более половины от количества депутатов) при одном конкуренте значительно проще, чем при трех или даже двух. (Голоса могут разойтись)
А если ни один из четырех кандидатов в Думе 16 голосов не наберет, (голосование проходит в один тур), то будет объявлен новый конкурс. (Это нелогично и грубо, но чего не бывает в извращенной ивановской «внутренней политике»?)
ПОЧЕМУ КОМИССИЯ ХОЧЕТ «ЗАРУБИТЬ» ФОМИНА
Но будем считать, что здравый смысл восторжествует, а потому первый вопрос в «кандидатской игре» - кто же эти двое, которых допустят на смотрины в Думу?
Комиссия по всем показателям должна бы направить Фомина и Шарыпова.
Но комиссия
сформирована так, что большинство в ней вообще ничего не понимает в управлении городом и оценивать экономические программы не способно. (О том, что комиссия будет привлекать экспертов – тоже ни слова) Поэтому комиссия – это исключительно политический проект.
Полагаю, что «внутренняя политика» испугается открытой конкуренции. И контролируемая (?) «внутренней политикой» конкурсная комиссия не допустит Фомина даже до городской Думы.
Во-первых, как бы не били себя в грудь перед губернатором кураторы процесса, «контрольный пакет гордумы» - очень «подвижное» понятие. А после недавней дискредитации региональной «внутренней политики» по всем фронтам (как примеры – позорный провал выборов в регионе с громкими скандалами, бардак с властью в Кинешме), то, что казалось незыблемым, может неожиданно измениться.
«Контрольный пакет гордумы» уже начинает понимать, что он может принять любое решение и - самое главное! – ему за это ничего не будет. Власть не сможет «наказать» депутатов – тем более, если у этих самых депутатов появится заступник в лице избранного именно ими главы города. Депутаты могут и вовсе провести тайное голосование – и поди гадай, кто там «не так» проголосовал.
И зачем в такой ситуации «внутренней политике» рисковать?
Во-вторых, Фомин – один из 18-ти членов президиума регионального политсовета «Единой России», (кстати, как и Чебыкин), а Шарыпов в партии никто. И как партия будет рекомендовать депутатам (а она обязана рекомендовать) официально «прокатить» одного из своих 18-ти «генералов» в пользу рядового?! Это будет свидетельствовать о том, что в президиуме недостойные кандидаты.
Наконец, пара «Шарыпов – Попов» или «Шарыпов – Чебыкин» снимает с 30-ти депутатов неприятную необходимость объясняться с гражданами города. Депутаты легко «переведут стрелки» на конкурсную комиссию – мол, это не мы, это комиссия не допустила Фомина…
Таким образом, логика процесса подсказывает, что конкурсная комиссия Фомина «зарубит», и он до Думы не доберется.
ВЫБОР МЕЖДУ ФОМИНЫМ И ШАРЫПОВЫМ НЕ ТАК ОДНОЗНАЧЕН, КАК ПРЕДПОДНОСИТСЯ
И все-таки давайте пофантазируем и предположим, что депутатам дадут сделать выбор именно между Шарыповым и Фоминым. (Ибо даже если допустят трех или четырех кандидатов – это все равно будет выбор между Шарыповым и Фоминым)
При реальной конкуренции честный выбор для депутатов не столь очевиден, как кажется. И это (если отсечь давление со всех сторон) действительно был бы именно Выбор. И оба решения равноценны.
Это выбор не между программами (если их писать – наверное, они были бы у обоих похожи и отличались бы деталями), не между личностными оценками (и у того, и у другого найдутся как положительные черты, так и «скелеты в шкафу»).
Слишком просто обозначать сложившуюся ситуацию и как выбор между «подчиниться воле губернатора» и «взбунтоваться против губернатора». Ведь бунт должен быть чем-то внутренне оправдан – то есть он не может быть причиной выбора, сам по себе бунт вторичен. И оказывать давление на депутатов, рассуждая какое из решений более "порядочно" - это манипуляция.
Письма трудящихся и бизнесменов, заявления лидеров общественного мнения (так называемая «общественная поддержка») имели бы значение только тогда, когда они были бы направлены как наказ конкретного количества избирателей конкретному депутату округа – за кого он должен проголосовать. В противном случае все это превращается в признания любви друг к другу и воспоминания из серии «Богатыри – не вы…». Вещь приятная, но бесполезная.
На мой взгляд, водораздел "Шарыпов - Фомин" проходит по двум основным линиям.
(Оговорка: далее мои рассуждения базируются на уверенности, что у обоих кандидатов все-таки первично желание работать для города, а не личные или групповые интересы)
С одной стороны, это «поколенческий выбор» - опыт или молодость.
У 58-летнего Фомина – опыт управления городом, у 32-летнего Шарыпова – здоровые амбиции и драйв.
Что лучше для нашего города: старые наработанные схемы работы и кадры или риск, нечто новое, ломающее стереотипы? Проверенный старый волк со своими связями (некоторые из которых называют очень сомнительными) или только-только вышедший из-под опеки Маугли? Стабильность или эксперимент?
С другой стороны, выбор между Фоминым и Шарыповым – это еще и выбор между конфронтацией и лояльностью в вертикальной системе.
К слову сказать, в 2005 году Фомин выиграл выборы в том числе и благодаря появившемуся под конец выборов новому тогда губернатору Михаилу Меню, который просигнализировал избирателю, кого из кандидатов губернатор поддерживает.
Коньков публичных заявлений о поддержке не делал, но каждый избиратель (а сейчас это только 30 депутатов) отлично понимает, что Коньков готов более тесно работать именно с Шарыповым.
Однозначно «плохого» или однозначного «хорошего» варианта здесь нет.
Как опыт (Фомин), так и молодость (Шарыпов) могут показать разные результаты с разными знаками. И кто даст б
ольший «плюс», или кто сделает самые серьезные ошибки – вопрос.
Как «вертикальная лояльность» (Шарыпов), так и «вертикальная конкуренция» (Фомин) могут быть одинаково полезны для города. (Или, наоборот, нести угрозу)
Именно поэтому я считаю, что пара «Фомин – Шарыпов», предложенная депутатам - это был бы действительно Выбор.
В той же
программе «Есть мнение» прозвучало, что было бы неплохо, если Шарыпов и Фомин поработали бы на благо города «в связке». (И тот, и другой, кстати, восприняли такой вариант благосклонно)
И если отвлечься от амбиций, от личных симпатий и антипатий, то ответ на вопрос, кто из этих двоих (памятуя высказанные выше доводы) должен был бы стать Первым лицом в такой связке, а кто – Вторым не так прост.
На мой взгляд, выбор Первого лица - и есть ответ на вопрос, за кого должны бы были проголосовать депутаты.
Ждать депутатского ответа (если право такого выбора им все-таки предоставят) осталось недолго.
Сергей Кустов,
«Губерния. Итоги».