Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Новости
23.02.2014
208

О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ ХАРАНЕКО И ПРИГОВОРЕ ДЛЯ МАМО

Ivanovonews на
Поделиться:
10.jpg

"Благодаря" работе следователей, прокуроров и вранью свидетелей у судьи сложный выбор: варианты законных решений по делу не являются справедливыми, а справедливое решение будет вызывать вопросы о его законности.

Когда я предложил обсудить правильно ли поступил Харанеко, взяв 30 миллионов рублей у Мамо Ферояна как плату за примирение, что должно сделать общество: понять его, принять его решение, или осудить, аудитория раскололась.

Банальная криминальная история на проспекте Строителей с ДПС-ником, которого ударил сын бизнесмена, уже стала неким символом. И как всякий символ, она требует осмысления. Необходимо вещи называть своими именами.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

О приговоре, свидетелях и работе следователей – чуть ниже. Все-таки главным событием стали показания Харанеко, который, получив 30 миллионов рублей от семьи подсудимого, потребовал прекратить уголовное дело против Мамо Ферояна, поскольку его травма возникла в результате “несчастного случая” при падении на асфальт, и Мамо ни в чем не виноват.

Поскольку ранее Харанеко говорил все-таки о том, что его жестоко избили, а после 30-миллионной компенсации изменил свои показания на прямо противоположные, посмею предположить следующее.

Харанеко врал в суде, он лжесвидельствовал, он совершил уголовное преступление. Он вступил в сговор с подсудимым. Показания Харанеко были куплены – цинично и открыто. Даже раcписка в суде была предоставлена на обозрение общественности: вот, смотрите, вот так покупается мент, в защиту которого вы вышли на митинги.

Когда говорят о том, что Харанеко взял деньги, ибо ему надо лечиться и содержать семью, то меня этот довод не убеждает. У мальчишек в застенках гестапо тоже была семья, но от них потребовался подвиг, и они его совершили. От Харанеко требовался подвиг куда более мелкого масштаба.

Ведь вызывает возмущение не факт того, что Харанеко взял 30 миллионов. Взял – и правильно сделал. Его предательство в том, ЗА ЧТО он взял эти деньги. Я считаю, что они были получены не за примирение, а за лжесвидетельство в деле, за исходом которого следит вся область. Они были выплачены  за совершение уголовного преступления. (А ведь мог бы и просто “забыть” обстоятельства дела).

Но если бы Харанеко не был в погонах, то и лжесвидетельство можно было бы простить, поскольку это был бы частный вопрос. (Подрались двое, один другому заплатил компенсацию.) Но Харанеко был при исполнении. Мы – общество – дали ему власть. И такое покушение на власть – это не просто удар по голове Харанеко, это плевок в сторону общества. Это вызов обществу: я крутой пацан, поэтому мне все можно, даже бить ДПС-ника - по прейскуранту.

Именно поэтому мы не имеем право принять поступок Харанеко и оправдывать его. Через Харанеко удар по голове получили все мы. И мы не уполномочили Харанеко прощать и за 30 миллионов врать в суде ради спасения подсудимого. Мы не хотим, чтобы каждый, у кого есть 30 миллионов, считал, что можно крошить представителю власти голову. Мы хотим, чтобы закон был един для всех. Если хотите, это инстинкт самосохранения общества: как бы ты ни был крут и богат, ты должен отвечать за покушение на власть. Мы не должны выдавать индульгенции (тем более публично) на совершение преступлений. Иначе это путь к саморазрушению.

Поступок ДПС-ника высветил и другую вещь: неужели у нас так все плохо с защитой пострадавших представителей власти, что они так легко продаются?! Ведь если бы Харанеко верил в возмездие и справедливую компенсацию, (да и понимал степень осуждения за свое предательство со стороны общества) вряд ли бы он пошел на такую сделку. Или кроме адвокатов Ферояна никто с Харанеко “не работал”? Обещание госнаграды – это немного не то, что ждет пострадавший при исполнении...

Так или иначе, но руководство УВД должно уволить Харанеко со службы – надеюсь, что в МВД считают такое поведение недостойным для офицера. Делать вид, что ничего не произошло – это признать право на безнаказанное оплаченное вранье в суде, вешать пятно позора на всю полицию.

ОБВИНЕНИЕ. 

А теперь представьте себя судьей. Вы вправе выносить вердикт только на основании доказательств – свидетельских показаний и документов. Вы можете их сравнивать, мотивировано отрицая одни и признавая другие, делая их базой для своего решения. Вы не можете руководствоваться эмоциями и выходить за пределы закона.

Начну с утомительных, но важных юридических моментов.

Еще на этапе следствия обвинение по ст.318, ч.2 - применение насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти (где наказание предусмотрено до 10 лет лишения свободы) - было снято.

В суде Фероян обвиняется по двум другим статьям Уголовного кодекса - ст.118, ч.1 - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (наказание – от штрафа до ареста на 6 месяцев) и ст.318, ч.1 - применение насилия, не опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти (наказание – от штрафа до лишения свободы на 5 лет)

Кажется, что в статьях противоречие: одна говорит о “тяжком насилии”, другая – о “не опасном насилии”.

Вероятно, (а прокуроры и следователи бегали от СМИ и так и не пояснили свою позицию) дело в следующем. Когда Мамо ударил Харанеко по голове, он допустил насилие по отношению к ДПС-нику, но удар (или толчок) сам по себе не был опасным для жизни (ст.318, ч.1). Далее Харанеко упал (на бордюр, камень, осколки и т.п.), разбил голову и тут наступает причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст.118, ч.1).

И - момент истины.

Если доказать, что повреждение здоровья Харанеко получил именно от удара Мамо, то это – до 10 лет лишения свободы. (Но следователи уже отказались от такой попытки)

Если доказать, что повреждение здоровья Харанеко получил от удара об асфальт или бордюр (но после удара или иного насилия со стороны Мамо) – до 5 лет лишения свободы.

Если доказывать, что повреждение здоровья Харанеко получил от удара об асфальт или бордюр (но никакого насилия со стороны Мамо не было) – арест до 6 месяцев. (То есть Мамо нужно выпускать в зале суда, поскольку он в СИЗО находится дольше)

Таким образом, вопрос о том, ударил Мамо Харанеко или нет – это вопрос о том, будет приговорен Мамо к реальному сроку или нет.

Следует оговориться при этом, что судья (даже если признает наличие этого удара) вправе и вовсе отпустить Мамо на свободу в соответствии со ст.25 УПК РФ, поскольку Харанеко заявил о примирении с подсудимым. (Правда, это право суда, но не обязанность.)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. 

(Более подробно о всех доказательствах, о которых я говорю далее, можно прочитать здесь.)

- Видео со второго видеорегистратора свидетельствует: в 16.54 Харанеко включает сирену, выходит из машины. В следующую минуту слышны крики, а потом слева от машины на большой скорости проезжает белый «Мерседес». Таким образом, разговор Харанеко с Мамо, «падение инспектора» и отъезд Мамо на «Мерседесе» - все это происходит в течение около 2 минут.

- Все свидетели, непосредственно находившиеся в этот момент на месте преступления, в суде заявили, что Мамо не бил Харанеко – он сам упал. Аналогичные показания дали и сам Харанеко, и подсудимый. А участнику ДТП Низамутдинову и вовсе показалось, что инспектора сбила «ГАЗель».

- Данные в суде показания Евгения Голубева, Александра Родина, Анонимного свидетеля, самого Харанеко и Мамо Ферояна противоречат их же показаниям, которые они давали следствию. Первоначально они утверждали, что Мамо все-таки ударил Харанеко и на следственных экспериментах даже показывали как. Допрошенные в суде полицейские заявили, что никакого давления на свидетелей и Мамо не оказывали.

- На месте уже после ЧП были инспектор Паспортников (видел у Харанеко «...опухшую голову, везде гематомы — по всему лицу и голове») и врач Николаенко (она сомневается, что инспектора били, предполагает, что инспектора могли ударить железным прутом, а возможно, он упал и ударился о бордюр)

- Проведенная судебно-медицинская экспертиза свидетельствует: травма головы, полученная Харанеко, возникла “от однократного взаимодействия левой височной области головы потерпевшего с широкой преобладающей поверхностью тупого твердого предмета”.

ПРИГОВОР. 

Итак, какой может быть приговор на основании имеющихся доказательств?

1. Оправдание Мамо. Маловероятный, но возможный сценарий, поскольку у суда на это есть основания: ведь все (включая потерпевшего) говорят, что Харанеко упал сам.

2. Судья может согласиться с примирением сторон и освободить Мамо от наказания. Это тоже будет законно, но вряд ли будет воспринято обществом как справедливый акт правосудия.

3. Несложно и признать Мамо виновным в причинении вреда здоровью по неосторожности, но не наносившим удара Харанеко. В основу этого приговора достаточно положить показания свидетелей в суде и заявление самого пострадавшего. Первоначальные обличающие показания и следственные эксперименты признать как полученные под давлением следователей. В этом случае Мамо можно приговорить к максимальному сроку по ст.118, ч.1 (6 месяцев ареста) и тут же выпустить, поскольку он этот срок уже отбыл.

Кроме проблем со справедливостью такого приговора, возникает и логическая проблема: если Мамо не наносил удара, (и не применял по отношению к ДПС-нику никакого насилия), то как он может быть виновен в причинении вреда здоровью? Просто потому, что стоял рядом?

4. Самое сложное – это доказать, что Мамо все-таки ударил Харанеко, т.е. признать наличие факта насилия в отношении ДПС-ника. (Можно, конечно, применить статью 318 и при наличии лишь “угрозы применения насилия”, но про угрозы со стороны Мамо никто не говорил ни до, ни во время суда.)

Такой приговор может базироваться на показаниях свидетелей, Мамо и Харанеко, которые были даны до суда и следственных экспериментах. Но в этом случае против Харанеко и свидетелей необходимо возбуждать уголовные дела за лжесвидетельство при даче показаний в суде – а для этого необходимы веские доказательства. Пока они только косвенные.

Во-первых, если Мамо не ударял Харанеко, то почему он скрылся с места происшествия? И почему его не могли найти несколько часов? Почему Телман Фероян был готов привести другого человека, который, якобы, ударил Харанеко? 

Во-вторых, зачем брату Мамо надо было совершать преступление и воровать видеорегистратор: ведь если инспектор просто упал, то это видео было бы прямым доказательством невиновности Мамо?!

В-третьих, если Мамо невиновен, то за что были выплачены 30 миллионов рублей Харанеко? На мой взгляд, сам факт выплаты этих денег является доказательством вины. И при чем тут тогда заявление о примирении, если – как утверждают и подсудимый, и потерпевший - преступления не было?

НАКАЗАНИЕ. 

Если все-таки удастся доказать вину Мамо, то каким может быть наказание?

Вряд ли это может быть максимальное наказание (5 лет лишения свободы), учитывая явку с повинной и примирение с потерпевшим.

Сайт "Росузник" проанализировал более 5,5 тысяч приговоров в России по ст.318,ч.1. Итог: в 97% случаев ранее не судимые граждане приговариваются по этой статье к условному сроку или штрафу. При этом в оставшихся трех процентах случаев реальные сроки, к которым приговаривались ранее не судимые обвиняемые, составляли от 3 до 6 месяцев.

А если все-таки попытаться связать применение насилия и опасность для жизни? (То есть все-таки руководствоваться ст.318, ч.2, от которой отказалось обвинение?) Здесь практика тоже больше склоняется к условным срокам. Я проанализировал 13 опубликованных приговоров по этой статье в нашей области за последние пару лет.

Обвиняемые били полицейских в лицо (сотрясение головного мозга), распыляли в глаза газовый балончик, резали горло осколком стеклянной бутылки... В 8 случаях из 13 подсудимые были приговорены к срокам от 1,5 до 3,5 лет условно; в 2 случаях – заплатили штрафы 40-50 тысяч рублей (в том числе к 40 тысячам штрафа был приговорен “блатной” офицер, который избил ДПС-ника близ Тейкова); 3 приговора - с реальными сроками. (Один – ранее судимый; второй – задержан во время кражи; третий – нанес удары клинком двум полицейским)

То есть когда в августе нам говорили, что Мамо угрожает лишение свободы до 10 лет – это было явным преувеличением, если не сказать - обманом.

Любопытно, что большинство участников событий 6 мая в Москве обвиняются именно по той же статье, что и Мамо Фероян – применение насилия в отношении представителя власти. ( ст.318 ч.1) А они сотрудников полиции не били до сотрясения мозга – они лишь кидали кирпичи и палки. Так вот прокуратура запросила для них от 5 до 6 лет реального лишения свободы. (Правда, их еще обвиняют в массовых беспорядках) Один из “болотных узников” Максим Лузянин уже дождался приговора – за то, что он бил полицейских руками и ногами он получил 2 года лишения свободы и еще 2,5 года – за участие в массовых беспорядках.

В некотором смысле политические приговоры в Москве могут стать ориентиром для вынесения приговора в Иванове.

Странно то, что юридически сложное и резонасное дело было передано именно судье Павлу Курносову. Ни в коей мере не подвергая сомнению его профессионализм, замечу: если верить сайту Ленинского районного суда, последние несколько лет Павел Курносов рассматривал исключительно гражданские иски о взыскании страховых выплат со страховых компаний при ДТП.

Судье не позавидуешь: он должен сделать выбор между справедливостью, общественным интересом с одной стороны и законностью с другой.

На мой субъективный взгляд, следователи и прокуроры сделали (делают) свою работу из рук вон плохо. И непонятно, почему областной прокурор направил в суд молодых парней, работа которых вызывает много нареканий.

И “благодаря” работе следователей, прокуроров и вранью свидетелей возникает проблема у судьи: варианты законных решений по делу не являются справедливыми, а справедливое решение будет вызывать вопросы о его законности и может быть отменено вышестоящими инстанциями.

А как бы Вы поступили, если бы были на месте судьи? Оправдали? Признали примирение? Осудили условно или к реальному сроку?  

Проголосуйте здесь.

Сергей КУСТОВ

www.twitter.com/kustov_bars


UPD. 

Меня упрекают в том, что я так и не ответил на вопрос, так каким же будет приговор? Гадание - дело неблагодарное. Но если исходить из разумности поведения власти (и судебной в том числе) я предполагаю, что Мамо Фероян получит реальный срок заключения. 

Сроки заключения по "Болотному делу" так или иначе в данной ситуации могут являться ориентиром. Замоскворецкий районный суд Москвы 24 февраля приговорил восьмерых фигурантов «болотного дела» к лишению свободы на срок от 2,5 до 4 лет. (При этом кроме ст.318 - по которой судят и Мамо - им вменялась еще ст.212)

Исходя из этого я предполагаю, что суд приговорит Ферояна к 2,5-3 годам лишения свободы. Из них зачтут 7 (8?) месяцев в СИЗО. Из оставшихся 14-20 месяцев Фероян отсидит не более половины и выйдет по УДО. Новый 2015 год он вполне может встретить уже свободным человеком.


Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама