Визит царского министра. Революция и гражданская война. В день открытия вокзала после реконструкции наш корреспондент на локомотиве истории отправился в прошлое. Он решили вспомнить: чем же известно это место? О роли железной дороги в истории края – в нашем репортаже.
Егор Парфёнов, корреспондент: «С хлебом и солью ивановская публика встречала прибытие первого поезда. Толпа ликовала: наконец-то, свершилось, железную дорогу открыли. Торжественное событие произошло в сентябре 1868 года».
Стальная нить соединяла два промышленных поселения: Иваново и Шую. По этой магистрали возили сырьё, пассажиров, корреспонденцию. Примечательно, что объём перевозок был колоссальным: более 60 тысяч тонн грузов и не менее 120 тысяч человек. И это только в первый год работы железной дороги. А впоследствии пути протянули до Москвы. Фактор прямой связи со столицей сыграл важную роль для развития уже города Иваново-Вознесенска.
Александр Семененко, краевед: «Накануне 1917 года по числу жителей, по числу предприятий, по количеству производимой продукции Иваново-Вознесенск очень сильно обгонял окружающие, подчёркиваю, старые земледельческие центры».
Примечательно, что стальная магистраль связана и с революционными событиями: в 1905 году перед зданием старого вокзала была растерзана черносотенцами большевичка Ольга Генкина. Женщина прибыла в Иваново-Вознесенск с помощью для соратников.
Александр Семененко, краевед: «Привезла на помощь местным дружинникам два парусиновых чемодана: в одном были револьверы, в другом – патроны».
А в гражданскую войну транспортный узел выполнял важную функцию.
«Со старого вокзала ивановские бойцы отправлялись в Ярославль. Крупный отряд под командованием Михаила Фрунзе был направлен громить белогвардейский мятеж. Эти события развернулись летом 1918 года».
А в 1920-х годах, когда окончательно утвердилась советская власть, было принято ключевое решение: строить новый транспортный узел. Этому способствовало и создание Ивановской промышленной области. А в 1930-х был принят проект Каверинского.
Массивное здание возвели в стиле конструктивизма. Оно стало одним из пяти крупнейших вокзалов в Советском Союзе. Впоследствии облик вокзала претерпевал изменения. За двадцатый век его реконструировали дважды: в 50-х и 80-х. Сейчас завершена последняя реконструкция, сохранившая и объединившая все этапы становления текстильного края.
Егор Парфёнов. Григорий Мартьянов. Телекомпания «Барс».