Башню снесут? Непростая судьба железнодорожного наследия
Старейшая водонапорная башня на ж/д вокзале в Шуе. Единственное сохранившееся сооружение на этом участке Северной железной дороги в ноябре начали разбирать. Историков страны и жителей региона обеспокоила судьба уникального строения. Будут ли сносить башню - в репортаже.
Вековая водонапорная башня на железнодорожной станции в Шуе - объект тревог последних дней. Архитектурную доминанту вокзальной площади вдруг стали разбирать по досочкам. Крышу снесли. И оставили неравнодушных жителей региона в недоумении: неужели историческое сооружение конца XIX - начала XX века, построенное по индивидуальному проекту, решили снести?
Наталья Сергеева, корреспондент: «Такие сооружения являлись неотъемлемой частью любой железнодорожной станции. Именно здесь паровозы заправлялись водой».
С точки зрения некоторых историков и культурологов, вступившихся за башню, объект имеет не только историческую и архитектурную ценность, но и инженерную. Водоколонка для паровозов стоит вплотную к рельсам, ведь краны для заправки устанавливали прямо в стене.
Юрий Егоров, координатор общественного движения «Архнадзор», историк железнодорожного транспорта: «Шуйско-ивановская линия - это старейший участок Северной железной дороги, и башня на нем сохранилась только одна. На станции «Шуя». Вот у нас паровоз пребывает к Шуйскому вокзалу, становится ровно под башню. И пока у нас люди заходят-выходят, кто-то может быть на вокзал побежал в буфет, в любом случае поезд постоит. Вот как раз они пользовались этой паузой и
заправляли паровоз водой. То есть даже расположение башни говорит о том, что все на самом деле правильно и
так, как и должно быть. Что это та самая живая история, которую мы можем подойти и потрогать своими руками».
Водонапорная башня, конечно, за доброе столетие порядком износилась. Облупилась. Видно, что уже пошли трещины. Очевидно, ветхость и опасения, связанные с обвалом прямо на железнодорожные пути, спровоцировали диагностику со стороны Северной железной дороги.
Сергей Чекалов, и.о. начальника службы корпоративных коммуникаций Северной железной дороги: «Работы, производимые на башне в ноябре 2020 года, связаны с выявлением слабых мест в конструкции кровли».
Сейчас на вокзальной площади в Шуе ведутся работы по реконструкции. Реставрацию здания вокзала и пространство вокруг обещают закончить до конца 2020 года. Но водонапорная башня в проект реконструкции не вошла. Как нам сообщили в РЖД, если здание вокзала - объект культурного наследия, то башня в перечень памятников архитектуры не включена. По некоторым данным, во вторник историческое строение должны были продолжить разбирать. Но ситуация изменилась.
Станислав Воскресенский, губернатор: «Я не знаю, где там и что обсуждается. Я предлагаю доверять все-таки источникам, которым надо доверять. Я не далее, как сегодня общался с главой Северной железной дороги, водонапорная башня остается. К ней есть вопросы с точки зрения состояния. РЖД эти вопросы обещали взять на себя».
Представители «Архнадзора» предложили по примеру Москвы передвинуть водонапорную башню подальше от рельс. Но решение о судьбе объекта будет принимать Северная железная дорога.
«Водонапорная башня на станции «Шуя» не включена в перечень объектов культурного наследия и памятников архитектуры. Решение о ее дальнейшем использовании будет приниматься с учетом мнения органов власти и потенциальных инвесторов. При условии обеспечения безопасности движения поездов».
Если привести башню в порядок, считают историки, то она имеет большой туристический потенциал - и как часть истории Шуи, и просто как любопытный инженерный объект, уходящий в прошлое.
Наталья Сергеева, Сергей Тютин. Телекомпания «Барс».