Новая транспортная схема Ивановской агломерации - это, пожалуй, самая громкая тема последних дней. Между тем, в городе за все время его существования неоднократно предпринимались попытки распределения пассажирских потоков и замены одного вида транспорта другим. Удачные и не очень. Конфликты перевозчиков тоже были обычным явлением. Мы решили углубиться в историю вопроса и узнать, как зарождался ивановский транспорт, дорогие ли были поездки и как решались споры между перевозчиками. Подробнее – в нашем репортаже.
Конная повозка - самый распространенный и, пожалуй, единственный вид пассажирского транспорта, который существовал в Иванове на рубеже 19 и 20 веков. На пересечении современных улиц Степанова и Красной Армии располагалась биржа извозчиков. Так называлась стоянка с конными экипажами, куда можно было прийти и нанять транспорт.
Развитие пассажирских перевозок началось с момента объединения села Иваново с Вознесенским посадом, рассказывает директор областного госархива Александр Семененко. Окраины новообразованного города нужно было соединить транспортным сообщением. Конные повозки курсировали от железнодорожного вокзала до Георгиевской площади (ныне - площадь Революции).
Дело оказалось прибыльным. Город рос, а вместе с ним росла армия извозчиков. В 1873 году в городе их было 70 человек. К 1890-му число увеличилось вдвое. Между тем в Иваново-Вознесенске также предпринимались попытки строительства конно-железной дороги и создания трамвайной линии. Однако в жизнь идеи так и не воплотились. Городские власти ставили перед предпринимателям условия, требовавшие серьёзных затрат. Например, строительство мостов. А проекты и без того были дорогостоящими. В 1908 году на улицах Иванова появились первые автобусы. Новый вид транспорта решило развивать Иваново-Вознесенское автомобильное товарищество. И это очень не понравилось хозяевам рынка перевозок - конным извозчикам. У автобусов были неоспоримые преимущества: большая вместимость и дешевый проезд.
Первый ивановский автобус проработал всего 3 недели. Свою роль тут сыграл не только конфликт интересов, но и несовершенство автотранспорта и обслуживающей инфраструктуры. Посадочные места были неудобными. Машины часто ломались. Нужны были запчасти и топливо. Разделения дороги на тротуар и проезжую часть не существовало. А улицы были оживленными.
С началом первой мировой войны плохие времена настали и для конных извозчиков. Устанавливаемые властями тарифы значительно отставали от дикой инфляции. Многим перевозчикам пришлось уйти с рынка. К марту 1917 года из 400 легковых извозчиков в городе осталось меньше половины. Новый этап развития городского транспорта начался уже в советские годы. Тогда появились первые трамваи, автобусы, такси и разветвленная сеть маршрутов. Но это уже совсем другая история.
Сергей Веселов, Виктор Иванов. Телекомпания "Барс"