Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
19.11.2021
3812

Транспортные войны в начале XX века. Как конное такси погубило первые автобусы

Новая транспортная схема Ивановской агломерации - это, пожалуй, самая громкая тема последних дней. Между тем, в городе за все время его существования неоднократно предпринимались попытки распределения пассажирских потоков и замены одного вида транспорта другим. Удачные и не очень. Конфликты перевозчиков тоже были обычным явлением. Мы решили углубиться в историю вопроса и узнать, как зарождался ивановский транспорт, дорогие ли были поездки и как решались споры между перевозчиками. Подробнее – в нашем репортаже.

Ivanovonews на
Поделиться:

Конная повозка - самый распространенный и, пожалуй, единственный вид пассажирского транспорта, который существовал в Иванове на рубеже 19 и 20 веков. На пересечении современных улиц Степанова и Красной Армии располагалась биржа извозчиков. Так называлась стоянка с конными экипажами, куда можно было прийти и нанять транспорт. 

Развитие пассажирских перевозок началось с момента объединения села Иваново с Вознесенским посадом, рассказывает директор областного госархива Александр Семененко. Окраины новообразованного города нужно было соединить транспортным сообщением. Конные повозки курсировали от железнодорожного вокзала до Георгиевской площади (ныне - площадь Революции). 

Александр Семененко, директор государственного архива Ивановской области: Извозчик мог с тебя взять любую произвольную сумму, начиная с 60 копеек. А на 5 копеек можно было купить 1 кг ржаной муки. А 27 копеек стоил килограмм свинины. Видите, как дорого.

Дело оказалось прибыльным. Город рос, а вместе с ним росла армия извозчиков. В 1873 году в городе их было 70 человек. К 1890-му число увеличилось вдвое. Между тем в Иваново-Вознесенске также предпринимались попытки строительства конно-железной дороги и создания трамвайной линии. Однако в жизнь идеи так и не воплотились. Городские власти ставили перед предпринимателям условия, требовавшие серьёзных затрат. Например, строительство мостов. А проекты и без того были дорогостоящими. В 1908 году на улицах Иванова появились первые автобусы. Новый вид транспорта решило развивать Иваново-Вознесенское автомобильное товарищество. И это очень не понравилось хозяевам рынка перевозок - конным извозчикам. У автобусов были неоспоримые преимущества: большая вместимость и дешевый проезд. 

Александр Семененко: «Они сбили цены - 10 копеек стоил проезд по всей линии, 5 копеек - станция. Были скидки для учащихся. Представляете, были своеобразные маркетологи. Извозчики взбунтовались. Даже этот кусок хлеба вдруг стал у них проносится мимо рта. Они обратились в городскую управу. И городская управа должна была согласиться с их требованиями».

Первый ивановский автобус проработал всего 3 недели. Свою роль тут сыграл не только конфликт интересов, но и несовершенство автотранспорта и обслуживающей инфраструктуры. Посадочные места были неудобными. Машины часто ломались. Нужны были запчасти и топливо. Разделения дороги на тротуар и проезжую часть не существовало. А улицы были оживленными.

Александр Семененко: «Лошади и машины очень плохо уживались на этой части. Любой сигнал приводил лошадь в замешательство. Будете смеяться, но даже появились первые ДТП. То зазевавшаяся гражданка попадала то под лошадь, то под колёса. Слава богу, без смертельного исхода».

С началом первой мировой войны плохие времена настали и для конных извозчиков. Устанавливаемые властями тарифы значительно отставали от дикой инфляции. Многим перевозчикам пришлось уйти с рынка. К марту 1917 года из 400 легковых извозчиков в городе осталось меньше половины. Новый этап развития городского транспорта начался уже в советские годы. Тогда появились первые трамваи, автобусы, такси и разветвленная сеть маршрутов. Но это уже совсем другая история.

Сергей Веселов, Виктор Иванов. Телекомпания "Барс"

Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама