Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
22.11.2021
2747

Умерли, не родившись. Как власти завернули два транспортных проекта

Первый электрический трамвай мог появиться в Иванове на 20 лет раньше. А конный - на целых полвека. Если бы городские власти и инвесторы сумели договориться. Однако Иваново-Вознесенская управа завернула два крупных транспортных проекта, которые могли до неузнаваемости изменить облик молодого города. Пока в современном Иванове идут жаркие споры по поводу новой схемы движения общественного транспорта, мы предлагаем вам погрузиться в ретроспективу пассажирских перевозок. В нашем следующем репортаже расскажем, как на рубеже 19 и 20 веков складывались отношения чиновников и бизнеса.

Ivanovonews на
Поделиться:

Железная дорога на конной тяге. Или просто конка. Во второй половине 19 века этот вид транспорта являлся неотъемлемым атрибутом современных и прогрессивных городов. Конка могла появиться и в Иванове. В 1875 году отставной ротмистр Кареев представил соответствующий проект городской управе Иваново-Вознесенска. Дорога должна была соединить крупные предприятия с железнодорожным вокзалом. Это бы существенно улучшило и при этом удешевило внутригородские грузоперевозки.

Созванная комиссия совещалась долго. А потом предъявила инвестору встречные условия. Кареев должен был расширить мостовую, по которой пройдут рельсы. Вдвое увеличить протяженность дороги: с пяти до десяти километров. Заново построить Туляковский мост на месте современной площади Пушкина. Отремонтировать Приказной и Дмитриевский. А также ввести в подвижной состав пассажирские вагоны.

Александр Семененко, директор государственного архива Ивановской области: «Если их называть избыточными, то вот в условиях того времени я бы не назвал их избыточными. Дело в том, что вопрос стоял о безопасности. Ведь уже тогда по Иваново-Вознесенску бегали машины, очень много было извозчиков и уже появились первые ДТП. И вообще вопрос безопасности и культуры движения, он стоял».

В то время еще не существовало национальных проектов и федеральных программ. Все расходы осуществлялись из городской казны. Логику властей понять можно. Они хотели сохранить бюджетные средства и решить свои проблемы за счёт инвестора. Но для Кареева это делало проект невыгодным. Однако ротмистр решил рискнуть. Возможно, рассчитывал, что фабриканты, увидев для себя выгоду, войдут в долю. Но ивановский бизнес интереса не проявил. В итоге Кареев разорился, а конка так и не была построена.

Аналогичное предложение поступило властям Иванова спустя 20 лет от известного инженера Михаила Романовича. Он строил конные трамвайные линии в Кишинёве и Николаеве. Его идея была новаторской. Романович предложил создать прообраз современного МУПа. То есть городское предприятие, доход от которого поступает в бюджет. У инженера имелось соответствующее экономическое обоснование. Он был настолько уверен в успехе, что готов был получить свой гонорар после реализации проекта. Но отцы города своего согласия на это не дали. Сыграла инерция мышления.

Александр Семененко, директор государственного архива Ивановской области: «Депутаты, на тот момент гласные городской думы, люди были богатые, ответственные. Но при этом, скажем, не до каждого доходило понимание того, что вот когда ты делаешь какое-то общее дело, как вот Бурылин там, Гарелин, таких людей было немного, ты тем самым помогаешь всему городу. И населению. Вот, наверно, так вот».

Для создания современного транспорта городские власти окончательно созрели только к 1914 году. Тогда свой проект предложил крестьянин Преображенского села Михаил Журавлёв. Строительство трамвая в будущем сулило неплохой доход. Но планы нарушила Первая мировая война. Власти города, отягощенные новыми заботами, стройку просто не потянули. В итоге первый трамвай в Иванове появился в 1934 году уже при советской власти.

Сергей Веселов, Виктор Иванов. Телекомпания "Барс"

Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама