Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
06.05.2022
2670

Почините ребенка: тираны и жертвы в садах и школах

Дети-агрессоры, от которых страдают другие, есть во многих садах и школах. Они толкают, кусают, мешают. Родители требуют исключить их, перевести в спецучреждение. Специалисты говорят, это невозможно по закону. Как можно решить проблему, о которой не принято говорить - в репортаже. 
Ivanovonews на
Поделиться:
Дарья Костина, корреспондент: «Толкает, кусает, царапает, ломает, мешает. Такие бунтари есть во многих классах, садовских группах. Родители боятся за детей, выясняют отношения в вайбер-чатах, а иногда пишут жалобы. В ивановском управлении образования подтвердили: обращения такие поступают. Каждый конкретный случай разбирается индивидуально. Понятно, сор из избы стараются не выносить. Но мы попробуем разобраться, каков алгоритм в решении столь деликатной проблемы».
«Все из семьи» или «педагоги не нашли подход». В этой игре обвинений победителей не будет, говорят психологи. Проблема есть, проблему нужно решать. Специалисты по душам есть далеко не во всех учебных учреждениях. Детскому саду №178 повезло. Здесь работает психолог Надежда Моторина. Она уверена: нет трудных детей, есть дети, которым трудно. Им нужно помочь. Договориться можно с каждым. Главное выявить одну из четырех целей деструктивного поведения: месть, власть, избегание неудач, привлечение внимания. Последний мотив - привлечение внимания - пожалуй, самый распространенный.
Надежда Моторина, педагог-психолог: «Почему такая форма формируется? Потому что мы к детям относимся по типу красного карандаша. Обязательно подмечаем только недостатки. То, что у них не получается, или то, что они делают плохо. А положительные поступки игнорируются. И первое, что мы используем в профилактике демонстративных форм поведения — максимально внимание обращаем на то, что у ребенка получается хорошо. Ты сейчас мне помог, как прекрасно. Как это здорово, я так тебе благодарна. Девочке дверь открыл, вот это молодец».
Ошибочно думать: привели ребенка к психологу - ребенка починили. Это работа долгая и совместная. Родителей, педагогов. Мы на практическом занятии второкурсниц психологического факультета. Актуальная тема - деструктивное поведение, которое встречается все чаще. На консультации - воспитатель Юлия Сергеевна с проблемой: в группе есть мальчик, ему четыре года, умный, но порой нарушает все правила. 
- Начинает бегать, либо начинает задевать детей: толкнет, назовет плохим словом, тогда ребята бегут ко мне и начинают рассказывать, что произошло. 
Студентка рассказывает о возрастных особенностях. О том, что в четыре года ребенок не умеет подчинять эмоции воле. Проблему предлагает решать при помощи четырех обязательных шагов. Подробно описать проступок, зафиксировать частоту и условия проявления, какова его цель, после чего нужно помочь ребенку выразить свои негативные эмоции конструктивно. Вот маленькие хитрости. Например, такой гневотушитель. 
- Как человек злится? А еще! А ну-ка я сейчас гневотушителем вашу злость потушу. Пшш... 
Есть еще стакан крика, куда можно выплеснуть эмоций. Шапка, куда можно прошептать бранные слова. Или вот такой ящик примирения. Обычная коробка с двумя рукавами.
Светлана Жукова, воспитатель детского сада №178: «Когда ребята ссорятся, мы предлагаем - засунь ручку сюда, а ты сюда. Что ты там нашел? Они говорят: рука. Даже если дети обижены, но, почувствовал ладошку другого, там такой смех заразительный, неподдельный». 
В большинстве случаев конфликты можно победить так, говорит воспитатель. Иногда нет. За два года до администрации Иванова дошли четыре официальных обращения с жалобами родителей на конкретного ребенка. Схема такая: в саду созывается психолого-педагогический консилиум. Его члены решают, что можно сделать, чтобы погасить пожар, сплотить коллектив. Как бы кому-то не хотелось, по закону перевод ребенка в другое учреждение возможен только по желанию или с согласия его родителей. Итак, куда обратиться, чтобы помогли: 

Бесплатная помощь психолога: Ресурсный центр профилактики аддиктивного поведения подростков на базе клуба по месту жительства «параллели» - ул. 1-я Полевая, д. 33. Телефон доверия: 8 (4932) 23-83-90.

Региональный консультационный центр «Семейная академия»: ул. Большая Воробьевская, дом 80. Телефон: +79051093101.

Городская психологическая служба на базе Центра профориентации и развития «Перспектива»: ул. Большая Воробьевская, 6. Телефон: 8 (4932) 32-53-59. 

Мы в центре «Перспектива». Елена Гайдай - психолог, работает прежде всего со школьниками. К ней подростков направляют. Тех, кто плохо себя ведет. И - новый тренд - они приходят сами. Те, кто понимает - не справляется с тревогами. Сейчас это сложная задача и для взрослых. Специалист объясняет: мы живем в мире глобальных изменений. Психике нужна стабильность. А неизвестность, неуверенность в завтрашнем дне рождают тревогу у родителей, как следствие - у их отражения в зеркале - детей. 
- Очень многие родители, когда приходят, они все время сравнивают наших сегодняшних детей с собой в детстве. Но там совершенно другая ситуация, смысла нет. Наши сегодняшние дети — совершенно другие люди. Считайте, что это инопланетяне.
Запреты, говорит психолог, уже не работают. Выход один - только выстраивание доверительных отношений с родителями, совместная работа. «Слететь с катушек» может ребенок из любой семьи. И там, где недосмотрели. И там, где избыток внимания. Психолог добавляет, дети не обязаны и не в силах обслуживать все ожидания мам и пап. Возникает конфликт, подросток защищается, отвечает агрессией. Родители не хотят видеть такого одноклассника рядом со своими детьми. Несогласие как масло в огонь выливают в мессенджеры. Соцсети - провоцирующий фактор, считают специалисты. Ведь в разговоре с глазу на глаз мы фильтруем реплики, в чатах - нет, слово за слово - война. Психолог советует, не хвататься сразу шашку и не седлать коня, подождать, подумать.
Елена Гайдай, педагог-психолог центра «Перспектива»: «А где гарантия того, что ваш ребенок завтра не попадет в группу прокаженных? Как тогда вы будете действовать? Этот тот же самый буллинг, та же самая травля, только вывернутая наизнанку. В данном случае, если ребенок всех обижает, то на него набрасывается все остальное сообщество. Кем он тогда теперь является? Жертвой или агрессором?».

Елена Гайдай уверена, в такой ситуации помогут так называемые «круги сообществ». Такие формы урегулирования конфликтов популярны в Москве и Санкт-Петербурге. У нас пока нет. Собираются все, кого беспокоит проблема. Каждый по очереди - спокойно, аргументированно, без эмоций - высказывает свое мнение. Встречу контролирует модератор, который не допускает оскорблений и упреков.

- И когда люди входят в атмосферу конструктивного диалога - все по-другому, все возможно решить. Успокоится родитель, успокоится этот агрессивный ребенок. Успокоятся родители детей, кого обижают, и дети успокоятся. Ведь дети, если мы тем более говорим про детский сад, полностью отражают состояние своих родителей.
Психолог говорит: рано или поздно ситуации разрешаются - кто-то сдается. Мирно - дети вырастают, мудреют. Либо - переводятся в другие учреждения. По желанию родителя или из-за травли. Случается, конфликт разрастается до серьезных травм. Тогда уже в дело вмешиваются не психологи, а полиция и прокуратура.

Дарья Костина, Максим Шишкин. Телекомпания «Барс».

Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама