Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
11.08.2014
1949

ОсобоНЕохраняемые зоны, или Памятники бескультурью

В жару желание искупаться вполне объяснимо. Однако не все стремятся отдохнуть культурно. Мусор, грязь, костры, - обычная практика у водоемов. Но ведь некоторые из них - Валдайское озеро, Уводьское водохранилище, Рубское озеро и десятки других водоемов - являются памятниками природы и должны охраняться. Но оказалось, что чиновники не спешили разработать правила такой охраны и паспорта объектов. Возможно, делили себе землю под коттеджи. Это очень удобно, когда нет границ водоохранных зон. Все последние четыре года прокуратура требовала разработать такие паспорта. Результат - практически нулевой.

Ivanovonews на
Поделиться:

Это сейчас стоящие здесь машины можно пересчитать по пальцам, а в выходные дни автомобилей здесь никак не меньше полусотни. Желающих отдохнуть на Валдайском озере столько, что на всех даже не хватает несанкционированных парковочных мест.

Особоохраняемая зона. Памятник природы. Но повсюду следы присутствия человека."Любители природы" не убирают за собой мусор, очевидно, полагая, что кто-то это сделает за них. Однако мусоровозов намерено сюда никто не подгоняет. Местные жители временами по собственной инициативе прибирают. Пытаются сохранить памятник природы, однако безуспешно. От былых красот Валдайского озера мало что осталось.

Фаина Бархоткина: «Озеро было чудесное, прекрасное, был прекрасный пляж, был подход, было чудесное дно, а сейчас все в безобразном состоянии. Раньше все-таки люди были более культурными что ли. Все равно такого никогда не было, как сейчас. Сейчас очень много машин, и они подъезжают к самой воде».

Инициативный местный житель написал жалобу и отправил в комитет по природопользованию. И госорганы ответили: провели рейд.

Ольга Кравченко, председатель областного комитета по природопользованию: «Разведенных костров на момент проведения рейда не было, но очаги от бывших кострищ на территории присутствовали. Катания на скутерах не было. Кроме того, на причалах и берегах озера скутеров вообще не обнаружено, как и палаток. Автомобили находились на территории памятника природы, но ближе к его границам».

Между тем, наша съемочная группа утром обычного рабочего дня увидела вот такую картину. Вот и разведенный костер, и припаркованные машины. Большая компания молодых людей, инициировавшая пикник, о запретах, действующих на территории памятника природы, конечно, ничего не слышала.

Корр.: «А вы видели какие-то предупреждающие знаки, может быть, в округе?».

«Нет, не было так никаких знаков».

«Нет... Если, может, с той стороны что-то и есть, но мы оттуда приехали, там ничего нет».

Знаков, сообщающих об особом статусе памятника и правда поблизости нет. Между тем, за разведение костров, проезд машин и скутеров, установку палаток, мойку транспортных средств, полагается штраф. Однако в областном комитете по природопользованию назвать количество наложенных административных взысканий нам не смогли. На памяти ответственных сотрудников штрафов за разбрасывание мусора никто не платил. Чиновники поясняют: привлечь кого-то за нарушение особого режима практически не реально. Нет соответствующей правовой базы. Органы госвласти региона не проводили работу по приведению особоохраняемых объектов в соответствие с требованиями закона.

Алексей Сутягин, старший помощник ивановского межрайоного природоохранного прокурора: «В итоге у нас памятники природы объявлены, однако в нужном виде они не оформлены. То есть вообще никакие условия не были созданы для их реальной охраны, для их развития, не были созданы условия для того, чтобы люди могли пользоваться благами природы, которые у нас есть в регионе».

Последние четыре года природоохранная прокуратура активно выписывала представления органам госвласти. Как результат: на 8 памятников природы в прошлом году все же были получены паспорта. Это значит, что теперь у чиновников нет повода для бездействия.

Алексей Сутягин, старший помощник ивановского межрайоного природоохранного прокурора: «Отсутствие необходимых документов очень затруднило саму процедуру привлечения граждан к административной ответственности, поскольку паспортами определены наконец-то границы этих зон. А если нарушение было совершено на территории, которая не имеет границы, соответственно, доказать, что правонарушение совершено именно там, практически не представляется возможным».

Однако будут ли активно штрафовать нарушителей теперь, трудно сказать. Комитет по природопользованию, на который возложены надзорные функции объясняет свое бездействие банальным отсутствием кадров.

Ольга Кравченко, председатель комитета по природопользованию: «К сожалению, малочисленный инспекторский состав не позволяет нам осуществлять постоянные контрольные мероприятия, постоянное присутствие в зонах активного массового отдыха населения на особоохраняемых природных территориях. Поэтому мы проводим эту работу в соответствии с графиком».

Да и где гарантия, что в случае с ответственными лицами не сработает человеческий фактор. Скажем, на уводьском водохранилище есть служащие, которые уполномочены перекрывать въезд подъезжающим к реке машинам. Вот только четкой инструкции того, в каких случаях можно вызывать полицию, у них нет. Не понятно, нужно ли сообщать правоохранителям, если кто-то все-таки развел костер.

Константин Костюк, дежурный по шлагбауму: «Теоретически — да, но при условии, если людям делаешь замечание и они не реагируют на это или начинают слишком буйно реагировать. И я не собираюсь с ними вступать в полемику или в драку. Соответственно, только тогда звонок следует».

Корр.: «А часто приходится вызывать полицию?».

Константин Костюк: «Нет, я ни разу еще не вызывал».

Хоть въезд на Уводьстрой и перекрыт шлагбаумами, пешим отдыхающим пройти сюда можно. И разбросанный мусор остается на их совести. Наличие рядом дежурного с собакой чистоплотности не прибавляет.

«Просто говоришь: ребят, оставьте место более или менее чистым. Но сами понимаете, как в старом анекдоте: русиш культуриш, а дальше матерное выражение в рифму...».

Всего на территории Ивановской области около 300 особоохраняемых зон. Больше 180 из них - местного значения. И их проблемы еще не решены. Если в случае с региональными памятниками все упирается в отсутствие паспорта на объект, то с местными памятниками природы несколько сложнее. На региональном уровне еще не принят закон, который определил бы категории памятников и дал бы необходимую нормативно-правовую базу для того, чтобы наказывать нарушителей и ответственных.

Ксения Коптева, Антон Осипов, программа «Губерния. ИТОГИ»
Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама