Уникальных специалистов путевой станции в Иванове - 160 человек - увольняют. Конфликт между правительством области и Северной железной дорогой может привести к ликвидации пригородного железнодорожного сообщения. На каком основании РЖД собирается устроить транспортную блокаду и что собираются делать власти?
"Мы уходим, чтобы вернуться". Эту стенгазету бывшие сотрудники предприятия "Путевая машинная станция-112" оставили как память о себе и своей работе. Больше 60-ти лет здесь кипела жизнь. Люди занимались конкретным делом – строили железные дороги. И не только в Ивановской области - ветки тянули даже на Ямал. Но уникальные специалисты руководству РЖД вдруг оказались не нужны. 160 человек одним росчерком пера выкинули на улицу.
Александр Каращук, главный механик "ПМС-112":"Это во многом крик души. Люди в сумме династий отработали сотни лет – и такие есть. И для многих закрытие предприятия – это крах и личных надежд, крах самореализации, крах каких-то планов на будущее".
Кроме личных трагедий бывших сотрудников есть и более глобальные последствия. Таких уникальных специалистов не подготовить ни в одном институте. Коллектив ковался десятилетиями, служил настоящей кузницей кадров для отрасли. Всего таких предприятий по стране было три сотни. В прошлом году закрыли 40, в том числе ивановское. Не на том экономят, говорит Александр Каращук о новой стратегии Российских железных дорог. Сокращая затраты на инфраструктуру, РЖД закладывает бомбу замедленного действия, которая рванет лет через двадцать.
Александр Каращук, главный механик "ПМС-112":"Возникнет угроза содержанию на должном уровне инфраструктуры и возможности пропускать огромные грузопотоки с наших внутренних районов страны к портам, которые находятся в Балтийском море, на Черном море".
Между тем, с началом нового года над Ивановской областью вновь нависла угроза ликвидации пригородного железнодорожного сообщения. Конфликт между правительством региона и "Северной пригородной пассажирской компанией" ("СППК") уже переходит в фазу судебных разбирательств. Суть конфликта в следующем: "СППК", являясь организатором перевозок, продает билеты по ценам, которые устанавливает региональная служба по тарифам. Покрывать разницу между реальной стоимостью пассажирокилометра и установленной РСТ должен областной бюджет. Суммы недополученной прибыли также рассчитываются РСТ по итогам года. И никак не совпадают с аппетитами перевозчика.
Александр Фомин, вице-губернатор Ивановской области:"Разница-то очень большая, потому что за 2011, 2012, 2013-ые годы - наша региональная служба по тарифам считает - мы должны доплатить 90 миллионов рублей. Мы когда вынесли предложение, что готовы заплатить 90 миллионов в качестве компенсации за регулирование тарифов, сначала поступил запрос на 310 потом на 338 миллионов рублей. Мы не можем, во-первых, угнаться за ними. А во-вторых, если бы региональная служба по тарифам подтверждала эти расчеты, мы бы принимали их. Но поскольку вот такие большие ножницы, действительно придется выяснять это в судебном порядке."
Ситуация для Ивановской области не уникальная. Дочерние структуры РЖД ведут споры со многими регионами. Где-то, как, например, в Вологде и Твери, это привело уже к полному прекращению пригородного сообщения. На все возрастающие аппетиты железнодорожного монополиста региональные власти начали жаловаться так часто, что глава РЖД Владимир Якунин даже сделал специальное обращение по этому поводу. В опубликованном на сайте структуры тексте в частности говорится:
"Расчеты расходов пригородных пассажирских компаний осуществляются строго в соответствии с зарегистрированной Минюстом и утвержденной Правительством РФ методикой расчета этих расходов. Методика может нравиться или не нравиться, но это - отраслевой нормативный акт, которому все обязаны подчиняться".
Правда, главный железнодорожник страны не пояснил, кто кроме специалистов его ведомства принимал участие в разработке методики, как учитывались в этом процессе мнения регионов. Но, видимо, не все в ней так однозначно, если цифры у всех получаются разные. Руководство РСТ утверждает, что считает выпадающие доходы как раз по этой методике, и федеральная служба по тарифам эти расчеты проверяла. Но обосновать суммы, выставляемые перевозчиком, все равно не выходит. К одной и той же методике, оказывается, можно подойти по-разному.
Владимир Шарыпов, и.о. начальника департамента энергетики и тарифов Ивановской области:«СППК» считает, что можно раскладывать затраты, понесенные предприятием в других регионах, в том числе и на Ивановскую область. Мы же считаем совершенно по-другому. И, соответственно, когда определяем убыток от деятельности предприятия именно в нашем регионе, исходим из фактических показателей работы за предыдущий период. То есть количество составов, количество перевезенных пассажиров и прочие фактические показатели, которые имеют подтверждение".
Мотивация и тех, и других понятна. Перевозчик стремится компенсировать все понесенные убытки независимо от региона. Ну а регионы готовы платить только за то, что реально видят, мало заботясь о финансовой ситуации на предприятии в целом. С такими разными подходами шансов договориться мало. Итоги судебных слушаний предсказать сложно. Если выиграет перевозчик, может статься, что областной бюджет будет просто не в силах выплачивать такие компенсации. Ведь с учетом 2014 года речь идет уже о полумиллиарде.
В этой ситуации региональные власти задумались об альтернативе - чтобы в один прекрасный день не получить транспортную блокаду целого ряда населенных пунктов.
Владимир Шарыпов, и.о. начальника департамента энергетики и тарифов Ивановской области:"Мы рассматриваем возможность альтернативного транспортного сообщения с теми населенными пунктами, по которым сейчас проходят пригородные поезда. Я имею в виду автобусное транспортное сообщение. Изучаем наличие дорог, их качество, геометрию, возможность создания там разворотных колец, организацию маршрутов соответствующего автобусного сообщения".
Работа эта отнюдь не бесполезная. Играя с монополистом, всегда нужно иметь запасной план. Тем более, негативный опыт сотрудничества с дочерними структурами РЖД у областных чиновников богатый. Взять хотя бы ивановский железнодорожный вокзал. Несколько лет собственника просили привести ворота города в порядок. Железнодорожники обещали. В ноябре 2011-го даже публично представили губернатору Меню план реконструкции привокзальной площади, заверяли, что уже вот-вот начнут благоустройство, но потом перестали выходить на связь. С того времени прошло 4 года, а привокзальная площадь до сих пор остается одним из самых запущенных мест в городе. Те же ларьки, те же ямы, те же цыгане... Это вполне объяснимо, ведь согласно официальному сайту, миссия ОАО «РЖД» состоит «в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евроазиатскую транспортную систему». Про Ивановскую область действительно нет ни слова.
Евгений Судибор, Олег Мелехин. "Губерния. Итоги"