«Manera Nuova» - по-русски звучит примерно так же: «новая манера». Значение совершенно понятно. Отход от принципов классицизма, новые методики, новые подходы. Николай Павлович Лопатин внутренне вздрогнул, когда куратор выставки предложила такое название. Вроде числится в корифеях, сеет разумное, доброе вечное, как педагог. И чаще все-таки классическое. «Для меня сначала это было, как шок, - признается художник. - Потому что я всегда отношу себя к традиционному письму. Но потом я подумал и все-таки пришел к выводу, что она где-то права. Потому что в традиционном искусстве, в коллективном искусстве, должна присутствовать какая-то индивидуальность. Моя индивидуальная манера. Новая. Отличная от других». Изрядное место отдано и классике - красное на черном, развевающиеся одежды, иконоподобные лики. Например, "Коси, коса, пока роса". С эскизами, своего рода немой инструкцией. Только выполнить ее непросто. Да и Николай Лопатин работал не один. Во всем ему помогала супруга. Нина Павловна. Муж и жена еще с советских времен сливаются в экстазе лаковых мазков - работают вместе. Про них самих можно складывать миниатюры. Юмористические. «У нас одинаковые инициалы, - объясняет художник Нина Лопатина. - Иногда бывало так, что в бухгалтерии зарплату Николай Палыча перечислят мне. И говорили: ну, кошелек же один». Николай Лопатин, помимо того, что корифей и образец для грядущих поколений, еще и объект для искусствоведческого изучения. На Палехе не одну диссертацию можно сваять, только пока никто не торопится. «За последние 50 лет, как я считаю, палехское искусство изучено недостаточно, - говорит куратор выставки Наталья Рыжикова. - Оно недостаточно осмыслено, и требуется еще очень много сделать для того, чтобы понять вообще, что за эти полвека в Палехе произошло». Искусствоведы считают, что подобное изучение поможет сохранить искусство лаковой миниатюры. Есть некая тревога, что с передачей навыков и традиций сейчас в Палехе проблемы.
Сергей Хохлов, телекомпания «Барс».