ОПАСНЫЕ ЛИФТЫ
Жителям многоквартирных домов власти увеличили плату за капремонт – с января она выросла почти на рубль с квадратного метра. А вот с качеством этого самого ремонта – беда. На этой неделе активисты народного фронта заявили:"то, что мы увидели - это просто-напросто воровство, которым должна заниматься прокуратура". Конкретики – кто где воровал – добиться нам пока от ОНФ не удалось, но тему мы не бросим. Сегодня же – другая коммунальная история. О лифтах. Их у нас более 2-х тысяч, почти половина из них работает более четверти века. Наш корреспондент выяснял, насколько безопасно в таких лифтах передвигаться, ведь совсем недавно в Москве в падающем лифте погибли люди.
Наверное, в каждой многоэтажке со старым лифтом есть своя страшная история. В этом доме на Комсомольской в последние несколько лет рассказывают, как однажды в шахту угодила молодая женщина, и чуть не провалилась маленькая девочка.
Евдокия Сулимова:
"Страшно. У нас некоторые пешком ходят и боятся. Мы несколько раз в шахту попадали. У меня дочь лично попала в шахту. Опустилась, поехала за ребенком в школу. Он сразу как поехал, сразу стукнулся там. Об землю, об пол об какой-то. Поднял ее кверху. У нее до сих пор голова болит, и в Москву ездили, везде. Нерв, видно, сорвала".
Евдокия Ивановна приглашает прокатиться в страшном лифте. Каждая поездка - нешуточный стресс, но подниматься пешком на 4-й этаж пенсионерка не в силах.
- Очень страшно
- А вот дребезжит так всегда?
- Ну, смотрите он качается, видите как? Как в люльке едем. Страшно.
Жильцы на лифт жалуются давно, да вот улучшений в его работе не видят. Между тем срок эксплуатации подъемника уже давно истек.
Борис Круглов:"Таких домов, как у нас, много. А насколько мне известно, вроде бы два лифта хотели в прошлом году заменить. Ну, что это?"
Действительно, за последние пару лет, говорят работники лифтовой сферы, в жилых домах региона подъемники не менялись совсем. И вот первые масштабные реконструкции наметились только в этом году. По программе капитального ремонта заменят три лифта.
Елена Сесягина, гендиректор регионального фонда капремонта:"На сегодняшний день мы уже провели конкурс по трем домам. Подрядчик определен, и в настоящее время время закупается лифтовое оборудование для производства замены лифтового оборудования".
Всего в области работает более 2300 лифтов. Большая их часть изношена. Одна из компаний, которая когда-то обслуживала практически все лифтовое хозяйство региона, даже подсчитала, с какой скоростью в области ветшают механизмы.
Вера Кондратьева, директор ООО "Лифтремонт":"На тот момент, 5 лет назад, из 2000 лифтов 400 лифтов уже подходили в рубежу 25 лет, и в последующие годы прибавлялись по 60-70 лифтов каждый год".
Каждый день десятки людей в регионе оказываются заложниками застрявшего или просто отказавшего лифта. Кто-то годами мучается из-за постоянно ломающегося подъемника.
Лилия Крупина:"Вы знаете, я даже иногда захожу на 3-ий этаж. Сажусь и плачу, потому что сил нет... Я после огорода. Я еле забираюсь и сижу плачу, плачу. Тут как-то забиралась целый час".
Программа капитального ремонта - не панацея. Основной вид работ это все же ремонт крыш. В то время как 328 домов ждет замена лифтов - и это перспектива на 40 лет.
Елена Сесягина, гендиректор регионального фонда капремонта:"Дело в том, что региональный фонд... Мы не составляем программу, мы ее реализуем и, насколько я знаю, приоритеты отдавались по работам, проставлялись органами местного самоуправления. И, если там требовалось в первую очередь производство и замена лифта, то их ставили в первоочередные работы".
Сотрудники лифтовых компаний успокаивают: ездите, не бойтесь. Старые подъемники регулярно осматривают. А нашумевший несчастный случай, произошедший в Москве, что-то из ряда вон выходящее. Механики замечают - тросы разом физически не могут порваться.
Анатолий Сафронов, электромеханик:"Я сколько работал здесь, лет 30 с лишком, ну, не было таких... А это может быть, знаете, как раз срабатывают уловители - вот здесь заклинивается кабина, и получается, как будто троса оборвались, и кто-то заклинил".
Состояние лифта по закону должно проверяться регулярно: раз в месяц, раз в квартал и раз в год. А качество проверок зависит от добросовестности экспертов. Эксплуатирующая компания заказывает проверку за деньги. Контроля государства в этой сфере практически никакого.
Вера Кондратьева, директор ООО "Лифтремонт":"Очень жалко, что ослаблен надзор с Ростехнадзора. Очень много лифтовиков сетуют на это. Потому что, с одной стороны, конечно, сложные отношения были с Ростехнадзором. Ну, любой контролирующий орган есть контролирующий орган. Надзор должен быть за этими механизмами".
Раньше в областном Ростехнадзоре было 5 инспекторов, проверяющих лифты. Сейчас их всего двое. И это не единственная беда контролирующего органа.
Алексей Соколов, и.о. зам. руководителя Ростехнадзора по Ивановской области:"Кодексом об административных правонарушениях РФ не предусмотрено наказание юр.лиц, ИП, должностных лиц за нарушение тех.регламентов, и мы выдаем предписание, не наказывая при этом".
А вот за невыполнение предписания уже можно получить штраф. Юридическому лицу - до 20 тысяч. Должностному - до 2 тысяч. Самое серьезное наказание налагается на механика - до полумиллиона рублей. Между тем квалифицированные сотрудники лифтовой компании - это действительно большая редкость. Современные лифты требуют и знаний английского языка, и программирования. А зарплаты электромехаников весьма скромные.
Вера Кондратьева, директор ООО "Лифтремонт":"Не обучают сейчас в России этой сфере. Практически есть учебные комбинаты, которые приходят..... Нам вырастить электромеханика. Выращиваем где-то около года, и не факт, что этот человек останется у нас работать".
Сильный удар по лифтовому хозяйству наносит безденежье. В погоне за договорами на обслуживание лифтовые компании выставляют такие низкие тарифы, что работать на эти деньги и поддерживать механизм в работоспособном состоянии просто невозможно.
Вера Кондратьева, директор ООО "Лифтремонт":"Есть ряд лифтовых компаний, которые специально демпингуют, отвоевывая для себя рынок. Вот эта конкуренция мешает нам очень сильно".
Вот так и живем. Ростехнадзор, если повезет, проверит ваш лифт раз за 3 года. Лифтовая и управляющая компании, если окажутся добросовестными, установят обоснованный тариф, будут делать плановые ремонты и замены важных частей механизма. Между тем лифт - официально признан опасным для жизни техническим объектом. После трагического происшествия в Москве Минстрой дал поручение во всех регионах провести проверки. Правда, официальные указания до ивановских надзорных органов пока не дошли.
Ксения Коптева, Кирилл Маршов. "Губерния.Итоги"