Соединение натурализма и условности. Так говорят специалисты о творчестве Ивана Нефедова. Сегодняшняя выставка - в честь 125-летия художника. Живопись и графика - этим занимался всю свою жизнь. Он любил слово качество и ненавидел простейшие картинки, которые продавались на рынках. В молодости он увлекся революционными идеями, и несмотря на это, всегда говорил о религии. «Что он был человеком верующим, это точно, - говорит куратор выставки Елена Белянина. - В семидесятые годы я сама видела открытку, когда его поздравляли с Пасхой. Я думаю, в семидесятые крестили тайком, но в письмах его уже поздравили с христианским праздником». Трагедия в жизни Ивана Нефедова связана с четырьмя годами лагерной ссылки под Воркутой. Как художник-преподаватель он рассказывал студентам о Боге, показывал Библию. В результате арестовали по доносу. Его семье жилось трудно - в доме не было хлеба, приходилось голодать. После заключения Иван Нефедов был надломлен. Но, так или иначе, работать художником хотелось. Сказать однозначно, как он относился к Советской власти, специалисты не берутся. Но вот, например, полотно 1961 года, называется Долой самодержавие, в котором явно прослеживается симпатия к социализму. Творчество Ивана Нефедова - это в первую очередь родные пейзажи. Вот здесь узнать Соковский мост конца XIX века совершенно невозможно. Вокруг только избы, мельницы и огороды. Эту картину художник писал уже в зрелом возрасте, помогли воспоминания детства. Очереди за хлебом на проспекте Ленина - у художника тоже тема для размышления. А вот Васильсурские дали - результат путешествия по Уралу. Правда, сначала это был эскиз, который размечен клеточками - чтобы легче было перенести на полотно. А перенес его на холст Иван Нефедов только через тридцать лет. В музее гордятся его дипломной работой, написана по принципу театральных декораций, во главе угла - общие цветовые решения. «Темпера, быстро высыхая, позволяла покрывать большие плоскости, - говорит куратор выставки Елена Белянина. - И если посмотреть каждый участок этой картины, он очень тонко и легко написан, буквально притерт холст. Эта легкость, простота исполнения была для данной работы очень важна». Многие картины Ивана Нефедова нужно реставрировать. Этого сотрудники музея не скрывают. Надеются, что в ближайшее время удастся собрать деньги.
Любовь Козлова, телекомпания «Барс».