Длительных ожиданий в большинстве случаев можно было бы избежать, уверены юристы, если более серьезно подходить к заключению договора. В ДТП Александр Хохлов попал больше года назад. И до сих пор ждет возмещения убытков. Сумма - 56 тысяч рублей. Обратился в свою страховую компанию «Ростра» - его направили в «Россию», с которой заключен договор у виновника столкновения. Впрочем, региональные представительства обеих фирм находились в одном офисе. Обслуживали клиентов одни и те же люди. «Первые сомнения возникли, пожалуй, месяца через три после аварии, когда прошли все мыслимые и немыслимые сроки, и я стал понимать, что компания нарочно затягивает этот процесс, чтобы не выплачивать», - рассказывает Александр Хохлов. Устав от ожидания, он подал иск в суд. Выиграл. В местном офисе заявили - денег у них нет. Обращайтесь в центральный. Аналогичная ситуация у Виталия Якимова. Вот только сумма выплаты в два с лишним раза больше -135 тысяч рублей. Машина для Виталия - кормилица семьи. Он таксует, жена в отпуске по уходу за ребенком. На ремонт «Рено» пришлось занимать деньги. Выиграв суд, рассчитывал отдать долг. Предъявил исполнительный лист в местный офис «России». «Они заявили: «Денег нет, отвозите сами, самостоятельно, в Москву», - рассказывает Виталий Якимов. - 2-2,5 месяца назад документы передали в Москву, а там говорят каждый день: «Завтра». Время идет, а денег как не было, так и нет. Вот и все, и ничем это не объясняется». Подобных случаев множество. Федеральная служба по финансовым рынкам, контролирующая работу страховых компаний, опубликовала данные по обращениям граждан за первое полугодие. «Россия» лидирует по числу жалоб клиентов. В 2009 году у компании приостанавливали лицензию. Возобновили. В этом на месяц запрещали выдавать полисы ОСАГО. Вновь разрешили. Представители страховщика на Интернет-обращения отвечают одно - делаем все возможное, чтобы сократить сроки выплат. В ивановском офисе даже телефонные трубки поднимать перестали. «Наше правительство и законодатели должны сделать так, чтобы такого отношения у страховых компаний к своим клиентам не было, чтобы страховые компании отвечали за свои действия», - считает Александр Хохлов. Юристы и представители крупных игроков страхового рынка видят два возможных решения проблемы для тех, кто уже отсудил свои выплаты. «Найти банк, в котором есть счет у страховой компании, и предъявить исполнительный лист прямо в банк, - говорит руководитель филиала страховой компании Андрей Мочалов. - Банк списывает это моментально. Второй вариант — это, конечно, через судебных приставов». Расчетный счет, как правило, публикуется на сайте компании. Действовать самостоятельно, без приставов, будет быстрее. Между тем, многие пострадавшие проблем могли бы избежать. Если бы внимательнее отнеслись к выбору своей страховой компании и знали, что по закону имеют право решать, кто именно из двух организаций будет возмещать ущерб. Надежда на помощь контролирующих госструктур, в частности, страхового надзора, минимальна. Эта служба за год с небольшим дважды подверглась реорганизации. Последняя стартовала первого октября.
Татьяна Прокопенко, телекомпания «Барс».