В ходе разбирательства вскрылись удивительные особенности ивановского самоуправления. Еще в ветхозаветные времена, когда ТТУ уже исчезло, а МУП «ИПТ» только-только появилось на слуху, зародилась традиция. Своим да нашим раздавать маршруты без конкурса. Тем самым нарушая законодательство о конкуренции. А поскольку муниципальней МУПа придумать сложно, даже родилась уникальная юридическая трактовка: участие в конкурсе не обязанность, а право предпринимателя. Хобби такое у некоторых есть. Выяснилось это в ходе проверки УФАС, инициированной с подачи частного перевозчика. А что нет документальных оснований для заключения внеконкурсных договоров - так ответственные должностные лица уволились. И видимо, унесли бумажки с собой. А может, сожгли или съели. После нескольких неприятных визитов в УФАС руководство МУПа и чиновники мэрии признали свою неправоту. Договоры были расторгнуты. И тут же началась другая серия внеконкурсных контрактов. Уже с газелистами. Предприниматели вновь обратились в УФАС: уж больно подозрительно постановление администрации, которое разрешает заключение таких договоров. «Там отсутствует положение о том, за какой период до начала рассмотрения, до начала подачи заявок должна быть размещена информация в средствах массовой информации (в газетах либо в других СМИ), - говорит перевозчик Валерий Нестеров. - Поэтому получается такая ситуация, что после опубликования нужные перевозчики буквально через полчаса или сорок минут уже подают документацию на внеконкурсный отбор». Обычно на сбор немалого пакета документов уходят неделя-две. Но есть люди, которые могут поднапрячься. Перевозчик Александр Денисов - всем известная жертва такой практики. Таких, как минимум, еще шесть человек. Остальные легли под внеконкурсных победителей и платят им дань за пользование хлебными маршрутами. Так оценивают ситуацию те, кто не успел донести документы за сорок минут. При этом у некоторых победителей и транспорта-то своего нет. Вполне возможно, что ситуация изменится после вмешательства УФАС и прокуратуры. С пикетами, тем более одиночными, нашим властям, похоже, разбираться неинтересно.
Сергей Хохлов, телекомпания Барс.
Администрация, тем временем, говорит о подобных договорах как о своего рода палочке-выручалочке, которая позволяет ни на секунду не оставлять ивановские маршруты без транспорта. К тому же такие контракты ограничены сроком действия в семь месяцев, затем будут проводиться полноформатные конкурсы. «У нас прописано несколько обстоятельств, - сказал заместитель начальника комитета по транспорту администрации г. Иваново Алексей Власов. - Это прекращение договоров на пассажирские перевозки, возникновение каких-то чрезвычайных ситуаций, в случае, если муниципальное предприятие не способно выполнить свои договорные обязательства. И проведение открытых конкурсов».