На бульвар Кокуй перевозчики приехали на своих рабочих Газелях. Каждая машина на время была перепрофилирована из маршрутки в автомобиль агитпропа. Все лозунги отражают ситуацию, которая сложилась в сфере пассажирских перевозок. Если выражаться очень мягко, она неутешительна. Первое, на чем заострили внимание предприниматели, это льготные поездки, содержание терминалов и все вытекающие отсюда последствия. «Содержание терминалов обходится очень дорого, - говорит перевозчик Андрей Нестеров. - Порядка 3,5 - 4 рублей с одной поездки. Второе, у нас разница между выплачиваемой суммой и проездным тарифом оказалась около трёх рублей. Мы льготников возили практически бесплатно. Начали обращаться в суды. Тех кто обращался в суды, начали прессовать, уничтожать, выдавливать с рынка». Это ещё только полбеды. Есть проблема, которая на порядок острее. Предприниматели объясняют её так. В городе появились компании, у которых нет собственного транспорта. Они заключают с администрацией договор на право использования того или иного маршрута. А затем, за определённую плату, разрешают на них работать владельцам газелей и автобусов. По словам перевозчиков, такса составляет около десяти тысяч рублей с одной машины. Они уже окрестили эту схему крышеванием. «Заключается этой компанией договор аренды, - объясняет перевозчик Андрей Большаков. - За этот договор платит не компания перевозчику, перевозчик платит этой компании за то, что с ним заключили договор. И на перевозчика возлагаются дополнительная финансовая нагрузка в виде этих «услуг». При этом, по словам перевозчиков, чиновники предпочитают заключать договоры именно с такими компаниями. Предприниматели отмечают, что сейчас происходит передел транспортного рынка. Мелких перевозчиков вынуждают либо работать на предлагаемых условиях, либо уходить из бизнеса. Происходит это в лучших традициях лихих девяностых. «Где-то около полутора месяцев назад на маршруте 135 на конечной в Кохме подъехала машина без номеров в вечернее время, - рассказывает перевозчик Алексей Баимов. - Четверо молодчиков с битами подошли к автомобилю госпожи Мочаловой, разбили стёкла, снесли зеркала, сели в машину и уехали. И буквально через недели три повторилось нападение уже на другой конечной в г.Иваново. Подбежали двое людей и ткнули двумя спицами в колёса». Предприниматели уверены, что сокращение числа хозяйствующих субъектов в сфере транспорта вызвано не естественным укрупнением и развитием транспортных компаний, а созданием искусственных барьеров для бизнеса.
Сергей Веселов, телекомпания «Барс».