Не секрет, что рост цен на бензин беспокоит водителей не только из Ивановской области, но и из других регионов нашей страны. Не случайно проблемами российских автомобилистов заинтересовались на самом высоком уровне. В правительстве было решено провести объективный анализ сложившейся ситуации на топливном рынке и разработать пути ее решения в кротчайшие сроки. У некоторых экспертов и чиновников уже есть ответы на эти вопросы.
Несомненно, одним из главных факторов удорожания топлива стала мировая экономическая ситуация. С октября прошлого года цена стоимость нефти и нефтепродуктов на мировом рынке выросла на 50%, что не могло не оказать влияние на цены на топливо внутри России. Некоторое время этот рост искусственно сдерживался, и в результате получился перекос - относительно низкая стоимость топлива внутри страны и высокая на мировом рынке. По мнению экспертов, опрошенных Агентством нефтяной информации, дополнительным фактором удорожания топлива в России стал рост налоговой нагрузки. С 1 января этого года акцизы на бензин и дизельное топливо выросли в полтора-два раза. Сейчас в стоимости топлива, реализуемого на российских АЗС, около 60% составляют налоги. Для сравнения, в США, где цены на топливо выше, этот показатель равняется примерно 11%.
Впрочем, удорожание бензина в России было вызвано не только мировой тенденцией и ростом налоговой нагрузки. Как признали в Минэнерго, существенное влияние на рост стоимости топлива оказало введение новых требований техрегламента на топливо. Согласно этому документу, с 1 января 2011 года в России был введен запрет на реализацию горючего ниже стандарта Евро-3. Однако не все отечественные НПЗ озаботились модернизаций производства. В итоге, им пришлось либо перейти на выпуск сырья для нефтехимической промышленности, либо отправлять горючее не соответствующее новым стандартам, на экспорт. Это привело к сокращению поставок топлива на российский рынок и его последующему удорожанию.
Сейчас в Минэнерго готовятся перенести сроки введения нового техрегламента. По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, это несправедливо. Ведь многие нефтяные компании вкладывали огромные средства, чтобы вовремя модернизировать свои производства. Возврат к прежним нормам ставит их в равное положение с теми, кто не стал инвестировать в модернизацию производств и до сих выпускает топливо по устаревшей технологии.
К примеру, «Газпром нефть» только в этом году выделила на техническое перевооружение своего Омского НПЗ около 19 миллиардов рублей. Значительные суммы компания инвестировала и в ярославский нефтеперерабатывающий завод, откуда топливо поставляется в Ивановскую область. Уже сейчас это предприятие способно выпускать высококачественное топливо класса Евро-4 и Евро-5.
Также, по мнению отраслевых экспертов, к повышению стоимости нефтепродуктов привел и ажиотажный спрос на топливо со стороны биржевых трейдеров. Они скупали моторное топливо на бирже для его последующей перепродажи на экспорт. Увеличившийся экспорт топлива привел к сокращению предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке. Трейдеры ринулись скупать топливо на бирже. Как результат, биржевые цены поползли вверх и превысили уровень 30 тыс. рублей за тонну. В итоге независимым операторам либо доставалась малая часть, либо бензин обходился слишком дорого. Трейдеры же отправляли большую часть топлива на экспорт.
Тем не менее, крупные нефтяные компании полны решимости справиться с ситуацией на топливном рынке. «Мы делаем все возможное для сохранения на своих АЗС стабильных цен, - отмечает заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. – Кроме того, компания обеспечивает стабильные поставки во все регионы своего присутствия. Ограничений по продаже нефтепродуктов на АЗС «Газпром нефти» нет». Помимо этого та же «Газпром нефть» оказывает помощь и тем регионам, где у компании не имеется собственных нефтебаз и АЗС. Более того, та же «Газпром нефть» для стабилизации ситуации на рынке осуществляет поставки топлива даже в те регионы, где у нее нет ни нефтебаз, ни АЗС. Например, в мае компания поставила 2000 тонн бензина производства Омского НПЗ в республику Тыва.
Нам же остается надеяться, что правительство при активном участии крупных нефтяных компаний найдут решение в сложившейся ситуации на топливном рынке РФ в ближайшее время.
Ирина Гущина