В федеральном бюджете на следующий год уже не предусмотрены деньги для субъектов на покупку школьных автобусов, модернизацию оборудования и премии инновационным школам. Когда три года назад в Ивановскую область стали приходить многомиллионные суммы на нужды образования, параллельно с удовлетворением оттого, что наконец-то государство стало обращать внимание и на эту сферу, закрадывалась мысль - вряд ли это надолго. Ждали выборов в Госдуму, ждали слабеющего интереса политических партий, которые сделали себе немалый PR на этой идее, ждали, наконец, когда у федерального бюджета появятся другие срочные траты. Но деньги шли в заявленном объеме, а местные школы выигрывали по миллиону рублей, лучшие учителя получали такие премии, о которых раньше не могли и мечтать. И все почти поверили, что стабильность наступила, и ничто не омрачит отличных перспектив.
Еще в 2006 году в программе «Актуально» начальник городского управления образования Елена Юферова сообщила: «Принципиальная поддержка государства должна остаться. Мы очень надеемся, что это не разовое мероприятие».
Впрочем, в Москве, подписывая очередные платежки для российских регионов, всегда напоминали местным властям, что неплохо бы и им раскошелиться на эти цели. Строгих процентов доли участия не обозначали, всегда подчеркивая, что национальный проект - это не федеральная программа, и принципа софинансирования 50 на 50 здесь можно не придерживаться. Есть деньги - вливайтесь, огромный дефицит бюджета - развивайте свое образование только на федеральные деньги. А лучше всего меняйте системный подход к решению своих проблем. Традиционно за туманной формулировкой скрывали истинную суть таких рекомендаций.
«За три года федеральные органы власти вместе с местными властями и образовательным сообществом должны сформировать эффективные механизмы, чтобы это перешло в привычную работу и не требовало таких антикризисных воздействий», - сказал в 2006 году в интервью журналистам ТРК «Барс» директор Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина.
Надо отметить, что в нашей области только на федеральные дотации и не рассчитывали, ежегодно добавляя почти треть своих к московским деньгам, и поэтому законно выигранные миллионы получали не два, а три десятка ивановских школ. Сегодня же получается, что такая прозорливость, хотя бы в Ивановской области, дает стимул к жизни почти умирающему национальному проекту Образование. Конечно, инновационных школ скоро станет значительно меньше, да и талантливых учителей серьезно поубавится. Ведь учить, как и жить, надо по средствам, со следующего года весьма скромным.
Илья Лапшин