ТО ЯМА - ТО КАНАВА
В мэрии Иванова за счет бюджета решили купить белый пятидверный внедорожник нового модельного ряда – обязательно с электрообогревом сидений и даже лобового стекла, с навигационной мультимедийной системой. Ну, все, как у них там полагается. Эта закупка выглядит символично - только внедорожник и сможет справиться с передвижением по некоторым нашим улицам. В этом году по фактам неудовлетворительного содержания автомобильных дорог и улиц в области возбуждено 100 административных дел. Поможет ли это справиться с ямами? Подробнее - в репортаже нашего корреспондента.
Это не последствия бомбежки. Это весна. Участки, до боли знакомые ивановским водителям. Улицы, покрытые матом. Автомобилисты невольно задаются главным вопросом: платим налоги, а где дороги? Кому нравится ситуация на дорогах, так это владельцам автосервисов. В это время года от клиентов отбоя нет.
Кирилл Шахов, администратор автотехцентра:"С приходом весны все клиенты начинают жаловаться на стуки в подвеске, скрипы. Связываю я это с тем, что, как говорят в народе, вместе со снегом тает и асфальт".
В неравном бою подвески с ямами неизменно выигрывают ямы. Пробитая резина, гнутые диски. Запчасти хоть китайские, хоть оригинальные, для наших дорог оказываются слишком хрупкими. Ремонт влетает далеко не в копеечку.
Кирилл Шахов, администратор автотехцентра:"Средний бюджетный ремонт, если мы берем стандартные болячки, это рулевые наконечники, втулки, диагностика ходовой, замена и развал-схождение, выходит в районе 5000 рублей. Без учета стоимости запчастей".
"Ну, до 10 000 рублей такой мелкий ремонт. Сезонный. Если что-то более глобальное - как рычаги, диски, резина -это совсем другие уже суммы, гораздо больше чем 10 - 20 000 рублей".
Откуда берутся ямы, и почему растворяется асфальт? Мы спросили у того, кто непосредственно занимается ремонтом городских дорог.
Сергей Соколов, начальник участка дорожных работ:"Перепады с минусовой температуры на плюсовую. То есть днем у нас плюс, а ночью минус. В связи с этими происходит разрушение проезжей части. Наша организация осуществляет аварийный ямочный ремонт с применением литой асфальтобенной смеси согласно заявок управления благоустройства г.Иваново, а также предписаний ГИБДД".
Сенсации не получилось. Муниципальное предприятие ремонтирует только там, где велит управление благоустройства. Шаг влево-шаг вправо - нецелевой расход бюджета. К слову, в казне на ремонт и содержание городских дорог и тротуаров заложено столько же, сколько и в прошлом году. Кризис не сказался. Почти 219 миллионов рублей. В то время как протяженность дорог с асфальтовым покрытием в Иванове составляет около 270 километров. Если выкинуть 50 километров периферии, то получится примерно по 1 миллиону рублей в год на километр дороги. Но при этом не стоит забывать о зарплатах, топливе, амортизации техники. Кстати, работа вот такого трактора стоит 1 тысячу рублей в час".
Роман Комаров, начальник колонны г. Иваново по механизированной уборке:"Это скол наледи. Наледь местами достигает толщиной до 20 сантиметров и шириной 1,5 метра, что ведет за собой заужение проезжей части. Тем самым нарушает безопасность дорожного движения".
После очистки дорог от наледи и наступления стабильного тепла можно будет приступать к полноценному ремонту. А пока единственный способ латать дыры - применять литой асфальт.
Сергей Соколов, начальник участка дорожных работ:"Если погодные условия позволяют, если нет осадков и хорошие температурные условия, работают две бригады. Производительность порядка 30 тонн в день. Это порядка 200-250 квадратных метров".
Тонна литого асфальта стоит чуть меньше 7 тысяч рублей. ТО есть ежедневно в ямы уходит около 200 тысяч рублей. Это без учета оплаты самой работы. Держаться такая заплатка должна как минимум полгода. Есть и хорошие новости - гарантийный ремонт. На который не тратят бюджетные деньги. По гарантии в этом году должны починить отрезок улицы Стакностроителей (от Ташкенткой до Некрасова), улицу Герасима Фейгина в районе дома 45, улицу 10-й Проезд (около дома 15 и 47) и устранить повреждения покрытия в районе смотровых колодцев на улице Минской. Ситуация в регионе гораздо сложнее. Ведь протяженность дорог, за который отвечает департамент дорожного хозяйства и транспорта, 3,5 тысячи километров. В то время как денег на ремонт и обслуживание заложено около 500 миллионов рублей. Это всего лишь в два с небольшим раза больше, чем выделено на ремонт всей городской сети дорог.
Андрей Шушкин, начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта:"Специалисты департамента объезжают все дороги, которые на балансе департамента. Я сам лично выезжаю и проверяю. Вчера выезжал на часть дорог. Если мне позволяет график, выезжаю ежедневно и смотрю состояние. Вижу, что сейчас дороги интенсивно разрушаются и необходимо применять меры".
В арсенале, пока не установилась теплая погода, у департамента тоже только литой асфальт. Дороги ивановской области стали бы идеальными, если бы удавалось ремонтировать 350 километров полотна в год. Однако по факту получается гораздо меньше. Например, в 2008 году привели в порядок только 24 километра дорог. В прошлом - более 100 километров. Это своеобразный рекорд. И, тем не менее, только сейчас приступают к ремонту тех дорог, которые нужно было чинить еще в 90-ых. Недофинансирование достигло цифры - 50 лет.
Андрей Шушкин, начальник департамента дорожного хозяйства:"Разработана проектно-сметная документация на часть участков дорог, которые требуют ремонта. Ремонты были определены ранее комиссионно, которые уже на тот период требовали ремонта, и в этом году они еще больше разрушились к сожалению".
Дороги, построенные в прошлом веке, были рассчитаны совсем на другие нагрузки. Свой вклад в разрушение вносят большегрузы, которые транзитом едут по нашей области, минуя федеральные трассы и ловушки системы Платон.
Андрей Шушкин, начальник департамента дорожного хозяйства:"Департамент дорожного хозяйства и транспорта совместно с общественностью - в первую очередь это Общественная палата ивановской области. С общественным советом департамент определяет участки дорог, которые требуют ремонта".
На этот год уже существует план ремонта. Вносить изменения можно. Но в рамках бюджета. В области проходят две федеральные трассы - на Москву и на Кострому. Регион к ремонту отношения не имеет. Равно как и к расширению участка московской трассы ценой в миллиард. Что касается областных дорог, то вот несколько долгожданных пунктов. В этом году ожидается ремонт дороги Иваново-Богродское. 200 метров ценой в 6 миллионов. Ярославская дорога - починят участок в 2,5 километра. Немного приведут в порядок шуйскую объездную. В планах - ремонт 7 километров дороги Савино-Панфилово. Полный список участков, которые в этом году собираются ремонтировать,
можно найти на нашем сайте. Ну, а городским автомобилистам рекомендуем смотреть в оба, собладать скоростной режим и набраться терпения. Скоро лето. Дороги должны вернуться.
Валентина Перекрестова, Кирилл Маршов, Владимир Хмелев."Губерния.Итоги"