ДОРОЖНЫЕ ВОЙНЫ
Очередные войны на дорогах. Таксисты режут шины колес друг другу, чиновники придумывают очередные запреты, но уродов на дороге от этого не становится меньше. Страшные кадры - в репортаже нашего корреспондента.
На этой неделе такси - тема №1. Как будто снова на дворе лихие 90-е. Сначала пропал таксист вместе с машиной. В среду напали на девушку-таксиста. Говорят, она выполняла заказ за символическую сумму - 70 рублей. За что поплатилась. Судя по всему, прокололи колеса и угрожали - ее же собственные коллеги.
"Открывается дверь, мужчина какой-то схватил меня за волосы, стал на повышенном тоне мне говорить о том, чтобы я не брала заявки дешевые, иначе разобьют стекла в следующий раз. От испуга я даже не поняла, в чем дело".
А дело в борьбе за рынок такси. На этой неделе в очередной раз упали расценки на поездки по городу. Только за ночь с четверга на пятницу 9 таксистов заявили о том, что им поступают угрозы. По словам председателя межрегионального транспортного профсоюза Романа Круглова, еще на одного водителя накинулись с ножом, другому порезали колеса. Это уже не просто конкуренция, а самая настоящая война. И с кризисом этот хаос только усиливается - лишенные работы граждане увеличивают количество таксистов. Страдают, как обычно, невинные люди. Пьяный водитель за рулем - уже не вызывает шока. Но после подобного случая Анастасия Нижаева пользоваться услугой боится, теперь - только общественный транспорт.
Анастасия Нижаева:"Я села в машину, и мне сразу показалось, что в машине что-то не так. Во-первых, был характерный запах перегара. Потом я посмотрела на водителя, у него был такой достаточно мутный взгляд. То есть, ну... Я сразу почувствовала, что водитель пьяный. Он разгонялся 80-90 километров в час в это время, хотя в принципе тут особо сильно не поедешь. И старался все пробки объезжать либо по обочине, либо дворами".
Расплатившись с водителем, девушка позвонила в главный офис, где ей посочувствовали и объяснили, что помочь ничем не могут. Мы попробовали устроиться в эту службу такси на работу и узнать, несет ли там хоть кто-то ответственность за жизнь клиента.
- Здравствуйте, я бы хотела устроиться к вам на работу в такси. Что для этого нужно?
- Нужно подъехать к нам в офис на автомобиле, на котором собираетесь работать. При себе нужно будет иметь ваш паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля, телефон для установки программы, 100 рублей для пополнения вашего лицевого счета.
Все, что хотят знать о потенциальном водителе - марка машины и стаж вождения. 3 года с момента получения прав работодателя устраивает. И пользовалась ли я за это время вообще автомобилем - неважно. Наличие штрафов, судимости роли не играют. Как и состояние здоровья. На вопрос, нужно ли ежедневно проходить медосмотр, получаем уверенное "Нет".
"Ездить непристегнутыми, как мы сейчас это сделали, конечно, нельзя. Как и разговаривать на ходу по телефону. Тем не менее, нас уже почти взяли на работу. Осталось несколько формальностей. Все необходимое с собой у нас уже есть. Так что вечером уже можно выходить на работу".
Старожилы вспоминают: в советское время было два вида водительских удостоверений - любительские и профессиональные. Может, это тот случай, когда стоит вернуться к хорошо забытому старому? Тем временем в городе появились такси, которые набирают сразу несколько пассажиров, а стоимость проезда в них - 20 рублей. Но если бы беспредел творился только на рынке такси, можно было бы самому сесть за руль и быть уверенным в собственной безопасности. Но каждая поездка может быть последней, даже если ты соблюдаешь все правила движения. Несколько месяцев назад автомобиль "Ауди А6" на большой скорости вылетел на встречку и просто не оставил шансов "Хендай солярис". Водитель, молодая женщина, от полученных травм скончалась в больнице. Четыре человека из "Ауди" получили травмы, один погиб. По некоторым данным, в этом автомобиле находились не простые ребята, а золотая молодежь из Шуи. Еще одна громкая история: "Киа" игнорирует "красный". Пешеходы разлетелись, как кегли. Пострадали четверо, двое были доставлены в больницу в тяжелом состоянии. Как выяснилось позже, водитель - злостный нарушитель. Всего за год перед случившимся он насобирал три десятка штрафов. Самый популярный - нарушение скоростного режима. В январе четыре человека погибли в Шуйском районе, в лобовом столкновении ВАЗа и такси, выехавшего на встречку. Всего за 2 месяца этого года в Иванове в ДТП пострадали более 100 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество погибших выросло на 200 процентов. Водители, чаще всего попадающие в ДТП, вопреки расхожему мнению, это не только что севшие за руль выпускники автошкол.
Наталья Пешкова, начальник отделения пропаганды ОГИБДД, г.Иваново:"Процент ДТП с пострадавшими у опытных водителей больше. И если мы говорим о статистике, то в этом году в январе-феврале из 69 водителей, которые нарушили ПДД, таким образом спровоцировав дорожно-транспортное-происшествие, более 30 - это водители со стажем вождения свыше 10 лет. Новички, как мы говорим, водители со стажем вождения до 2 лет, они попадают в ДТП с пострадавшими реже".
Мало того - количество ДТП, совершенных начинающими водителями, снижается. Но взяться решили именно за эту категорию водителей. С осени ужесточаются правила приема экзамена в ГИБДД. Казалось бы, естественный отбор, на дороги будут выезжать только лучшие ученики. Не тут-то было. Требования к сдаче экзамена на площадке значительно ужесточаются. Количество часов обучения - остается прежним.
Олег Болоненко, заместитель начальника по учебной части автошколы ДОСААФ:"Ну, лично мое вот такое мнение, что ужесточение, более строгий прием экзаменов на площадке не дает значительного такого эффекта в плане безопасности дорожного движения. Как бы он не снизил его. Надрессировать курсанта можно на площадке, но в ущерб занятиям в условиях реального движения".
По мнению учеников, новые правила - ни что иное как новые коррупционные лазейки. Инструктора считают, что все нововведения лишь создают видимость кипучей деятельности. Вместо практики безаварийного вождения - тренажеры и площадка.
Еще в середине марта президент говорил об ужесточении правил дорожного движения и наказаний за их нарушение. Путин потребовал сильнее карать за "встречку" и наезд на пешеходов. Одна из прозвучавших недавно инициатив - ввести накопительный принцип "нарушений": нарушил раз, два, три - и положи права на полку. Но сможет ли все это остановить "уродов на дорогах"?
Наталия Горюнова, Кирилл Маршов. "Губерния.Итоги"