Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
24.02.2018
4314

Химия Заволжска

Еще одна горячая февральская тема - свалка химотходов в Заволжске. С одной стороны - завод, который дает рабочие места и доходы в бюджет. Заводчане утверждают, что требуемые изменения - формальные, ничего нового они хоронить не собираются. А с другой стороны - опасность, которую видят экологи при захоронении химических отходов, с которой, правда, мирились начиная со времен советской власти, а теперь взбунтовались. В наших руках оказалась и экологическая экспертиза того, что попадает в Волгу. Наш корреспондент отправился в Заволжск, чтобы выслушать все точки зрения.

Ivanovonews на
Поделиться:
«Вы как демоны обложили нас! Вы что творите-то? Прислушайтесь к мнению народа!»

Химическая атака. Смертельная опасность, о которой кричат жители Заволжска.

«Мне детей жалко и внучат. И всех-всех, весь город жалко! Химзавод, мы и так натерпелись от него! Всю жизнь нюхаем».

Дурно пахнущая история, которая почему-то никак не заканчивается.

Если принюхиваться к Заволжску, то пахнет он как и практически любой другой провинциальный город Ивановской области. Но февральские события раскололи город на два лагеря: тех, кто работали или работает на химпредприятии. И тех, кто мечтает стереть его с лица земли.

«Сколько здесь подписей?» - «3000! Пожалуйста, смотрите!»

Все эти люди - жители Заволжска и окрестных волжских городов - против слива химических ядов в шламонакопитель у села Бредихино. А «Химическому заводу органического синтеза» из-за изменений классификатора веществ понадобилось разрешение на использование земли не просто под шламонакопитель, а под утилизацию химических, биологических, радиоактивных и других веществ. Без публичных слушаний никак. Их провели, и они вскрыли большую химическую язву.

Игорь Тихоненко, прокурор Заволжского района: «Спектр классов опасности будет более широкий для размещения отходов. С учетом классов опасности это усилит и ухудшит экологическую обстановку на том участке»

Около километра от села Бредихино. Полигон. Соседствуют здесь свалка, бывший сибиро-язвенный скотомогильник и два огромных бассейна. По документам - по 42 кубометра вместимостью каждый. Шламонакопителю около 30-ти лет. Химзавод использовал его до 2015 года под собственные нужды. Потом стало нельзя. Ядовитая жижа там хранится. Но подливать туда химию завод больше не может.

Отсюда до ближайшего села Михайловская - около 300 метров. Рядом протекают ручьи. Они впадают в реку Мерешка. А та, в свою очередь - в Волгу.

Александр Иванов: «Мы не знали. Вот я в детстве ходил на рыбалку всегда. Здесь текла фиолетовая река. Она была фиолетовой. Но в детстве я думал, фиолетовая и фиолетовая. Может, с помойки течет»

Саша - представитель инициативной группы молодых парней. Которые вместо того, чтобы скандалить на публичных слушаниях, решили провести независимую экспертизу и проверить насколько экологично живется рядом со шламонакопителем. Все действия снимали на камеру. И то, что ребята обнаружили под толстым слоем льда, повергло их в шок. Вот так, например, выглядит водичка.

«Воняет, конечно, химитозой какой-то! Что-то такое. Но вонь страшная! Вот из одной маленькой такой дырочки. Я, конечно, может рискну попробовать. Узнаю на вкус, какой эта вода дикая должна быть. Но явно… тьфу! Сладкая и вонючая!»
Александр Иванов: «В Иванове сказали, что да, ужаснулись, когда увидели эту воду. Даже не делая экспертизы»

Результаты уже готовы. Но о них позднее. А по Заволжску уже собирают народ в экологические дружины. Инициаторы - совет ветеранов и местный исполком «Единой России». Поговаривают, пока записали несколько бабушек. А что и как будут делать, им не объяснили. Впрочем, бальзамом на обожженную всеми химическими слухами душу жителей Заволжска стал визит через неделю после публичных слушаний в город главы региона. И он, казалось бы, поставил жирную точку на вопросе организации химического могильника.

Станислав Воскресенский, врио губернатора: «Могу вам сказать ответственно, никаких, конечно, свалок радиоактивных отходов мы здесь не допустим»

Но даже такие публичные заявления врио губернатора заволжских обитателей не успокоили.

«Вот приехал губернатор. Ему бы надо встретиться не только с администрацией, но и с той частью населения, которая выступает против. Против Петрова, против этой закачки. Этого не произошло»

Да и по городу продолжают кататься цистерны с номерами чужих регионов.

Александр Иванов: «Ночь подрабатывал в такси и сам видел, что цистерна с тульскими номерами спускалась к заводу»

Две такие мы и сами видели белым днем. Быть может, на цистерны с чужими номерами никто не обращал внимания. Да, если бы не уголовные дела, которыми прославился химзавод. Сегодня это целый холдинг предприятий, в том числе и с филиалами из Санкт-Петербурга. В 2011году по суду отходную деятельность ЗАО «Стройхимматериалы», что из Питера, принудили прекратить. Было доказано, что без лицензии компания слила в одну из скважин предприятия несколько тонн отработанной серной кислоты и 4-хлористого углерода из Чувашии, Дзержинска, Москвы, Наро-Фоминска, Перми, Щёлково. Размах деятельности исчислялся слитыми тоннами ядов и заработанных на них миллионов - не менее десятка. За пару лет до этого бывший гендиректор «Стройхимматериалов» был приговорен к 2,5 годам за тоже самое. Компания, надо сказать, получала штрафы в разы меньше того, что на химии она и заработала. В 2017 - новый прокурорский иск. И новый запрет на размещение отходов.

Игорь Тихоненко, прокурор Заволжского района: «Лицензию на недропользования они подменили соглашением о совместной деятельности с «Заволжским химическим заводом органического синтеза». У которого был данный вид лицензии. Они отходы называли в актах приемки «Промышленные сточные воды» от предприятий. На самом деле они закачивали отходы, и эти объемы отходов, конечно, были гораздо больше собственных отходов»

При этом в ходе проверки были выявлены химвещества со 2-го по 5-й классы опасности.

Денис Петров, глава Заволжского района: «Вот эти машины привозят сюда сырье для производства этих смол, и эти же машины увозят отсюда готовую продукцию. Поэтому у них номера и чувашские, и питерские, и московские, и волгоградские. Любые. Мы жалуемся, что здесь плохие дороги. Наша задача эти дороги восстановить. Для того, чтобы восстановить, нам нужно все-таки наполнение нашего бюджета. А без инвестора бюджет не наполнить»

Личность Дениса Петрова, главы района, связывают с химическими фирмами из Санкт-Петербурга. По итогу публичных слушаний он поддержал население. Тем более, что против могильника выступили и известные артисты. Публичную интернет-петицию организовал Егор Бероев. Ему приписывают дачу в Заволжском районе. «Стоп!» сказано. Но на полигоне почему-то снова замечена активность.

Наталья Сергеева, корреспондент: «Еще буквально 1 февраля к шламонакопителям невозможно было пройти. Здесь была лишь узкая тропинка, которую протоптали сами местные жители. Сегодня же, спустя 3 недели, мы видим хорошо расчищенную от снега дорогу и свежие следы крупногабаритных машин»

Сейчас вопрос организации шламонакопителя проверяется прокуратурой и Росприроднадзором. Но уже есть результаты независимой экспертизы, которую провели сами жители. Проба воды, которую парни отправили на исследование в «Центр лабораторного анализа и технических измерений», обладает острой токсичностью. Это значит, что герметичность советских шламонакопителей уже нарушена. И весь этот яд течет в Волгу.

Наталья Сергеева, Иван Сахаров, «Губерния. Итоги»

Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама