Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
11.12.2018
3065

Клинические игры

Бюджет тратит сотни миллионов рублей на закупки оборудования в больницы. И уголовное дело против руководителя Департамента здравоохранения области показало, в каком диком состоянии находится в регионе рынок обслуживания медтехники.

Ivanovonews на
Поделиться:

Самое начало семнадцатого года. Женщина из Иванова с четвертой стадией рака записывает обращение к президенту Путину.

«Мне мое заболевание не могли диагностировать в течение 13 месяцев в 4 лечебных учреждениях».

Это неприятное заявление сменяется страшной новостью. Онкобольной выбросился из окна. Не было обезболивающих. Тогда дочь погибшего сказала, что не хочет крови для врачей, а хочет, чтобы отладили систему оказания медицинской помощи. От диагностики - до лечения. Но она и не догадывалась, наверняка, насколько циничным на самом деле может быть отношение к жизням людей, которых лечат на покалеченном медицинском оборудовании.

«Выявляется на самом деле, что оборудование неисправно. То есть его вообще никто не ремонтировал».


Коррупция на региональном рынке обслуживания и ремонта медицинской техники

О том, что в регионе бардак с обслуживанием и ремонтом медицинской техники, широкой аудитории стало известно в связи с уголовным делом Светланы Романчук - она, якобы нарушая все правила конкуренции, заставляла главврачей заключать договоры с предприятием «Медтехника», сто процентов акций которого принадлежит правительству области. Романчук мотивировала это тем, что фирмы, которые должны были контролировать исправность томографов, эндоскопов и прочей медицинской утвари, этого просто-напросто не делают, а просто деньги зарабатывают. Об этих фактах рассказал руководитель той самой государственной «Медтехники». Сергей Бабкин вспоминает: пришел трудоустраиваться на предприятие в апреле 2016-го года.

Сергей Бабкин, бывший директор АО «Медтехника»: «По состоянию на апрель бюджет предприятия был сформирован не более, чем на 30 процентов. Договоры, которые заключало АО «Медтехника», были, можно сказать, экономически не выгодны. Демпинг на аукционах шел очень жесткий».

Происходило все примерно так. Клиника объявляет аукцион на техобслуживание медтехники. Условная его цена - 200 тысяч рублей. Чтобы получить заказ от здравоохранения, фирмы начинают снижать цену. Согласно анализу данных департамента конкурсов и аукционов, иногда начальная цена контракта с конечной отличалась в двести (!!!) и более раз. Самый дешевый контракт, конечно же, побеждает. Лечебнице - экономия. А выигравшая фирма получает доступ к медтехнике в больнице.

Сергей Бабкин, бывший директор АО «Медтехника»: «Коммерческой фирме не важна сумма этого аукциона. Ей главное его выиграть. То есть стоит он 200 тысяч рублей. Они уходят вниз до 2 тысяч. И это их устраивает. Потому что они точно этого техобслуживания делать не будут»

От такого безответственного отношения аппаратура просто ломается. И наступает время реальных денег. По закону техзадание на лечение медицинской техники может составить только фирма, выигравшая контракт на обслуживание. И тут можно только довериться их честности - что они напишут в причинах неисправности. И на самом деле здоровый аппарат или больной - не знает никто. На ремонт разыгрывается конкурс. Здесь финансирование по контракту уже исчисляется миллионами рублей. В нем побеждает некая фирма. И что-то якобы за эти деньги делает. Но, как выясняется, зачастую не делает ничего, пуская пыль в глаза.

Сергей Бабкин, бывший директор АО «Медтехника»: «В Приволжске, к примеру, Колчин докладывает: «Не работает подъемник на флюорографе». Ход его ограничен деревянным бруском. Чтобы он не падал, туда просто забивается брусок. И в таком состоянии оборудование работало. При беседе с главврачами я спрашивал: «Ну как, вас устраивала коммерческая фирма, которая вас до этого обслуживала?» - «Да-да, устраивала».

По словам Сергея Бабкина, тот самый флюорограф ремонтировала компания «М 7 СИС», один и самых маститых игроков на рынке обслуживания и ремонта медицинской техники. И основной конкурент АО «Медтехника».

Раньше учредителем коммерческой фирмы выступал Саргис Арутюнян. Он до сих пор продолжает крышевать компанию. Он - тот самый фронтмен истории с уголовным делом Светланы Романчук. Именно Арутюнян обвинил ее в лоббировании интересов «Медтехники». Кстати, в своих же показаниях он рассказывает, что в борьбе за клиентов и контракты гонки на торгах устраивали обе фирмы. И подробно, почти слово в слово с Бабкиным, рассказывал об этих играх. Только виновной выходила уже не коммерческая «М7», а «Медтехника».

Из показаний Саргиса Арутюняна: «В 2016 году проводились торги на готовое обслуживание медоборудования Тейковской ЦРБ. Начальная стоимость торгов составляла 2 миллиона рублей. Указанные торги выиграла «Медтехника», установив, что сможет выполнить услуги всего за 2 тысячи».

Такая конкуренция и жажда больших денег с государственных контрактов приводила к некачественному обслуживанию пациентов. Когда «Медтехника» выигрывала контракты на обслуживание и ремонт в больницах региона после того, как оттуда ушли подконтрольные фирмы Арутюняна, стали выявляться неисправности. После этого и по жалобам пациентов, департамент здравоохранения инициировал проверки исполнения контрактов. Например, в Лухской ЦРБ. В качестве экспертов проверить исправность оборудования, на которое поступили жалобы, в клинику отправили инженеров «Медтехники», как подконтрольного государству предприятия. Других бесплатных экспертов не было.


Главврачи оплачивали ремонт мед.оборудования, которого не было

Сергей Бабкин, бывший директор АО «Медтехника»: «Осматриваем лабораторное оборудование в присутствии зам. главного врача Лухской ЦРБ. И выявляется на самом деле, что оборудование неисправно. То есть его вообще никто не ремонтировал».

И это только одна история из многих. Сергей Бабкин рассказывал, как «Медтехнике» после ремонта компании «М 7 СИС» пришлось ремонтировать передвижной флюорограф в Тейковской ЦРБ. Или принимать после ремонта работы в онкодиспансере. Там коммерческая фирма якобы обслуживала системы по снабжению азото-кислородной смесью операционных, реанимаций и так далее. Но оказалось, что эта жизненно важная для пациентов вещь неисправна. Мы очень старались дать возможность Саргису Арутюняну прокомментировать все эти факты и высказать по ним свою точку зрения.

- Как вы смотрите на то, чтобы нам встретиться и поговорить? (долгая пауза).

- Даже не знаю, что вам сказать. Я могу придти. Только у меня просьба выслать вопросы, чтобы я подготовился. На этих условиях я согласен.

Вопросы мы выслали. Однако Саргис Левонович в конечном счете в интервью нам отказал. Нам бы так же очень хотелось, чтобы Арутюнян прокомментировал некоторые свои показания, которые он дал в рамках расследования уголовного дела Романчук. Например, про фактически картельный сговор с руководителем «Медтехники» Бабкиным.

Из показаний Саргиса Арутюняна: «Я несколько раз встречался с Бабкиным, обсуждал планы взаимодействия. Например, согласно договоренности «М7» отдала контракты на обслуживание 1-й детской больницы и ряда других «Медтехнике», а та должна была предоставить «М7» обслуживание Вичугской ЦРБ. Бабкин своей договоренности не сдержал».
Сергей Бабкин, бывший директор АО «Медтехника»: «Мы с ним встречались. Беседовали» - «Что он вам сказал, вы можете озвучить? Какая его позиция была?» - «У Саргиса Левоновича была одна позиция. Он хотел забрать весь бизнес по ремонту и обслуживанию медицинской техники под себя» - «Вам он какие-то предложения как руководителю «Медтехники» выдвигал?» - «Предложений уйти от него не поступало. Но и на сотрудничество, в общем-то, тоже».

Сфере обслуживания и ремонта медтехники необходим государственный контроль

В 2016 году на уровне областного правительства ставился вопрос о переквалифицировании «Медтехники» в бюджетное учреждение и наделении фирмы полномочиями государственного контроля качества проведенного ремонта.

Светлана Романчук: «Был предельный бюджетный дефицит. Область переходила по инициативе губернатора с коммерческих кредитов на бюджетные. Потому что кредит Минфина в сто раз дешевле, по обслуживанию, по выплате процентов, чем коммерческий кредит. И одним из условий перехода на бюджетное кредитование было: максимальная экономия бюджета и несоздание новых бюджетных учреждений. Поэтому это было технически невозможно в тот момент сделать».

Несмотря на выявленные и озвученные «Медтехникой» факты неисправности лечебного оборудования после ремонта, который производила фирма «М 7 СИС», компания продолжает активно участвовать в торгах. И выигрывает конкурсы на обслуживание в разных городах. А система остается прежней: демпинги и никакого контроля.

Наталья Сергеева, Денис Железов, Виктор Иванов, Иван Сахаров. «Губерния-Итоги».



Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама