Яркие витражи, мозаичные панно и эскизы. Выставка художника-монументалиста открылась в Иванове. Его работы, которые воплощались в свое время на стенах зданий, почти не сохранились. Не так давно мастеру пришлось судиться с энергоуниверситетом, чтобы отстоять свои права. Почему - в нашем репортаже.
Художник и архитектор в одном флаконе. Анатолий Смирнов всю жизнь занимается фундаментальной живописью. На выставке - эскизы, планы, рисунки. И почти нет оригиналов - тех витражей и той мозаики, которые рождаются в голове, а воплощаются на стенах зданий. Сейчас сохранившихся работ мастера практически нет. Кроме одной композиции, в энергетическом университете.
Здесь именитые ученые - Ломоносов, Королев, Попов, Эйнштейн. Не так давно панно пострадало от воды - лопнула труба, часть мозаики испортилась. Решили переделать, но с художником не согласовали новый проект. Анатолий Алексеевич обратился в суд.
«Эпоха, которая ушла безвозвратно; наследие, которое стало никому не нужным», - откровенно говорит автор. Это - оригиналы, роспись из магазина «Экстра», который закрылся в прошлом году. Художнику позвонили, предупредили, что полотна демонтируют. Анатолий Алексеевич взял себе.
Однако так случается не всегда. В свое время мастер сделал для транспортного агентства витражи под общим названием «Золотое кольцо». Когда в здание переехал областной суд, руководство решило выбросить работы. Анатолия Смирнова никто даже в известность не поставил. Кстати, в 60-е художник был главным архитектором нашего города. Говорит, облик Иванова изменился, и в лучшую сторону.
Экспозиция - это не только монументализм. Есть графика, живопись. В некоторых картинах Анатолий Смирнов использует непростую технику мокрой акварели - когда все расплывчато, и поэтому неоднозначно.
У художника трое сыновей, младший учится в пятом классе. На воспитание уходит много времени, поэтому Анатолий Смирнов сегодня практически не рисует. Монументальной живописью заниматься не хочется, но есть желание писать портреты.
Любовь Раскатова, Кирилл Маршов, программа «Губерния».