Еще одна тема для обсуждения появилась после падения лифта в торговом центре «Плаза». Слава богу, там никто не пострадал. Но если уже и относительно новые лифты барахлят, то что говорить о тысячах старых подъемников, которыми многие из нас пользуются каждый день. Эксперты утверждают, что больше половины из них требуют ремонта или замены. Но с 2015 года у нас замены были проведены только в 9 домах, в 2018 году - вообще не проводились. Судя по нашему мини-расследованию, власти даже не понимают масштаб проблемы.
- Расскажите мне, как часто застревают в лифте?
- Сказать вот конкретно - не смогу. Но лифт ломается очень часто.
- Один раз в месяц? Пять? Десять?
- Ну 10-то точно...
Когда Наталья Лопатникова вступала в должность председателя ТСЖ, ей показали много интересного в доме №5, микрорайон ДСК. В том числе - сердце лифта - машинное помещение, в котором находится механическое и электрическое оборудование.
Сегодня открыть нам дверь этого помещения отказались. А ведь за ней находится весьма любопытное оборудование. Этот дом - последний, в котором в 1994 году давали бесплатные квартиры сотрудникам домостроительной компании. Говорят, сюда сплавили всю некондицию: в том числе то ли бракованные, то ли экспериментальные лифты. Ежегодно проводится их техосвидетельствование. Председателю ТСЖ уже не раз прямым текстом сказали: даже капитальный ремонт - это деньги на ветер. Надо менять полностью. В обслуживающей лифт этого дома организации с таким заключением соглашаются.
Намек понятен. Проблема - очевидна. И не только в пятом доме микрорайона ДСК. В Иванове - около двух тысяч лифтов. Почти все они отведенные нормами безопасности 25 лет отслужили. С лихвой. Только что с ними делать дальше - никто не знает. Замена одного - только одного лифта - обойдется в среднем в два миллиона рублей, а то и больше - зависит от этажности и грузоподъемности. Умножаем на количество подъездов и начинаем копить. Потому что никаких федеральных целевых программ для этого не предусмотрено. Региональных - тоже. Заменить лифт может фонд капитального ремонта. Когда придет время.
В начале марта город гудел: якобы в «Плазе» перегруженный пассажирами лифт провалился в подвал. На следующий день мы выяснили: все не так драматично. Вместо восьми человек вошли одиннадцать, предварительно придержав двери. Что небезопасно и правилами эксплуатации возбраняется. На верхнем этаже лифт начал барахлить и плавно спустился на технический этаж. Что было бы, если бы он действительно рухнул? И начнут ли заниматься проблемой, не дожидаясь жертв? Похоже, нет. Даже в новых домах гарантий никаких.
Начальник департамента ЖКХ увлеченно рассказывает о разработанном Минстроем механизме, который они называют «Программой ускоренной замены лифтов». На самом деле это даже не программа, а просто инструмент взаимодействия. Не очень, кстати, популярный. Заключается он в том, что подрядчику нужно на свой страх и риск, за счет собственных или заемных средств приобрести оборудование, профинансировать все работы и материалы, а оплату по контракту получать в течение трех лет равными платежами. И что важно - это должен быть дом со спецсчетом. В общем, все равно за счет жильцов. Но даже эта так называемая «Программа ускоренной замены лифтов» в Иванове не работает.
Это не самый фееричный ответ из интервью нашей программе. Мы попросили рассказать руководителя департамента ЖКХ о целевой помощи федералов в 2008 году.
В «Корона Лифт Сервис» уверены: выйти из положения можно лишь с помощью поэтапной модернизации. Когда сначала ремонтируют электрическое оборудование, механическое, потом кабину... Это обойдется примерно в 65 процентов от стоимости полной замены. Но опять же - на средства самих горожан.
С коллегой согласно руководство «Лифтремонта». И к программе ускоренной замены тоже относится скептически.
Как ни крути, скидываться придется собственникам. Ведь по программе капитального ремонта работы начнутся через несколько лет. По планам - это около десяти домов в год. Десять из двух тысяч. Можно, конечно, сменить тип работ и вместо запланированного ремонта крыши, например, попросить заняться лифтом. Но пока в Иванове таких желающих еще не было. Ни одного. До того ли, когда крыши текут.
Правда, ходит слух, что государство подумывает выделить 280 миллиардов на замену лифтов в России. Мол, уже шушукаются с производителями, обсуждаю варианты сотрудничества. Но разговоры ведутся не первый год.
В это время ежегодно происходит 30-40 аварий на лифтах. Погибает - 10-15 человек, травмируется - 30-30. В России. Пока не в Иванове.
Наталия Горюнова, Сергей Тютин, Кирилл Маршов. Программа «Губерния».