Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Новости
27.09.2020
8490

ВЫБОРЫ-2020. ИТОГО. Часть 2. «Оппозиция: игра в поддавки»

Ivanovonews на
Поделиться:


Прошедшие 13 сентября выборы в муниципальные органы власти в очередной раз продемонстрировали не только «игру на грани фола» со стороны функционеров «Единой России», (об этом можно прочитать в ПЕРВОЙ ЧАСТИ публикации), но и слив повестки оппозиционными лидерами (если их можно в таком случае назвать «лидерами»)
Нам показали договорной матч – хотя, разумеется, не все оппозиционные игроки на поле были в курсе того, как за их спинами сдавался «тренер».
Не стоит воспринимать эту публикацию как попытку оправдать админресурс, методы досрочного голосования или «закручивание гаек» в выборном законодательстве.
Однако честный разговор – а что же сделала оппозиция «не так» - не менее важен, чем фиксация наглостей партии власти.

МОГЛА ЛИ ОППОЗИЦИЯ ВЫИГРАТЬ ВЫБОРЫ

Стартовые условия для «парламентской» оппозиции в Иванове были неплохими.
С одной стороны, на выборах в Ивгордуму ранее у КПРФ наблюдалось падение - с 18,9 тыс. проголосовавших за партию в 2010 до 8,4 тыс. - в 2015.
С другой стороны, при выборах в Облдуму в Иванове был зафиксирован рост аж в 1,6 раза – с 12,3 тыс. в 2013 до 19,5 тыс в 2018.
124.jpg
Аналогичная тенденция и с ЛДПР, и со «Справедливой Россией»: снижение поддержки на выборах в Ивгордуму в 2015 по сравнению с 2010 и резкий рост в 2018 – на выборах в Облдуму. (Это было связано с большой явкой из-за совпадения с другими избирательными кампаниями, но в данном случае речь о потенциале) 
125.jpg
Люди, голосовавшие в 2018 году за оппозиционные партии, никуда не делись и вряд ли резко «полюбили» партию власти.

Если предположить, что «ЕР» мобилизовала в 2020 году максимум в 23,7 тыс , а все три парламентские партии просто привели бы на участки своих сторонников, (которые уже голосовали за них совсем недавно - в 2018 году), результат мог бы быть таким:
ЕР – 23,7 тыс. или 35%
КПРФ - 19,5 тыс. или 29%
ЛДПР – 15,8 тыс. или 23%
СР – 8,5 тыс. или 12%
Разумеется, это чистая математика, но она демонстрирует реальные возможности при мобилизации сторонников.
И если тактика «сушки» явки для «ЕР» была спасением, то оппозиция должна была затаскивать людей на выборы. (И прямыми призывами, и созданием интриги и даже запуском скандалов…)
Ничего подобного сделано не было. Ни одна из партий не предложила ни программы, ни повестки, ни лидеров, которые могли бы сподвигнуть граждан прийти на выборы.
Оппозиция сыграла по правилам, которые были предложены властью.

Именно поэтому в 2020 году оппозиционные партии в Иванове почти в точности повторили провал 2015-го:
КПРФ – 8.793 проголосовавших (8.434 в 2015)
ЛДПР – 6.018 проголосовавших (6.012 в 2015)
СР – 3.286 проголосовавших (3.501 в 2015)

Правда, если эти партии «зацементировали» своих сторонников, то «Единая Россия» - несмотря на все ухищрения - их теряла: 29,2 тыс в 2015 сменились 23,7 тыс в 2020 – падение почти на 20%.
Это еще раз подтверждает, что потенциал для победы у оппозиции был.

ОППОЗИЦИЯ МОГЛА ПРОВЕСТИ В ДУМУ от 3 до 12 ОДНОМАНДАТНИКОВ

Результаты на округах показывают: разрыв между победителем на округе и кандидатом, занявшим 2 место, в ряде случаев минимален.

Как минимум на двух округах (№12 и №16) у оппозиционных кандидатов (Дениса Кана и Виктора Лисицына) был реальный шанс на выигрыш даже при сложившейся явке – они проиграли всего лишь 4 и 21 голос соответственно.

(В этой связи любопытно выглядит сравнение количества недействительных бюллетеней – на округе №12 их аж 104 штуки, на округе №16 – 87. Это один из самых высоких показателей количества недействительных бюллетеней среди всех одномандатных округов). На месте Кана и Лисицына я бы воспользовался ст.77 ФЗ «О гарантиях избирательных прав….», где речь идет о том, что суд может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

555.jpg

Как видно из таблицы, еще на 9 округах разница составляла от 2% до 5% избирателей округа – и эти избиратели вполне могли прийти на выборы; с ними просто мало и/или неэффективно работали.

КТО ВИНОВАТ В ПОРАЖЕНИИ

Кто-то из проигравших кандидатов винит в поражении себя (за недоработки и упущения), но есть и те, кто активно убеждает – мол, они-то на самом деле обладают огромной поддержкой избирателей, но она «не случилась» по вине «ЕР» и чиновников. Так ли это? 

1. Подписи
Нельзя сказать, что в Иванове «срубание кандидата» на этапе сбора подписей носило массовый характер. Да, процедура сбора подписей была умышленно значительно усложнена, но выполнима.
Мало сомнений в том, что «Яблоко» в Иванове не смогло собрать достоверные подписи; но даже если бы партия и была бы допущена до выборов – вряд ли это серьезно поменяло расклад.
Таким образом как технология «недостоверности подписей» не была использована против потенциально сильных кандидатов - так, как это, например, практиковалось в Москве.
2. Админресурс
У любой партии власти всегда будет на выборах преимущество в виде админресурса (подсыпать дорогу, спилить дерево, пригласить на встречу мэра, активизировать «бюджетный электорат»)
Но у оппозиции есть другой ресурс – критиковать действия власти, показывая, что можно сделать лучше. И при грамотном наполнении этот ресурс легко бьет админресурс.
Однако я не видел ни одного агитационного материала, где бы оппозиция «разложила по полочкам» невыполненные предвыборные обещания «ЕР» образца 2015 года. (А ведь достать программу партии на минувшие 5 лет и показать избирателю, что их обманули – не такой уж и большой труд)
3. Мобилизация избирателей
Законом запрещен «подвоз» избирателей по просьбе кандидата, но не запрещен «по велению сердца». И когда оппозиция говорит, что она не хотела заставлять людей идти на участки исключительно из-за закона, это манипуляция. Ведь можно не «заставлять», а «убеждать»; именно неспособность убедить своих сторонников прийти на выборы, самонадеянность («наши придут сами») и сыграла с оппозицией злую шутку.
Не говоря уже о том, что даже тех, кого, якобы, заставляли, можно было убедить проголосовать по совести, а не по принуждению.
 Если власть смогла использовать свои преимущества, то оппозиция не везде смогла грамотно собрать подписи, не проанализировала неудачи и обман избирателей со стороны власти, не представила свою конкретную программу действий, не убедила прийти на выборы своих сторонников.
И когда оппозиция при собственных масштабных недоработках кивает на то, что конкурент использовал свою силу на полную мощность, выглядит это как жалоба воспитателю в детском саду.

БЫЛИ ЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Как зачастую бывает после выборов, проигравшие говорят о подкупе избирателей и массовых фальсификациях при голосовании.
Но вот, что удивительно: ни одного факта подкупа не было задокументировано - хотя бы на телефон. За все выборы было лишь одно открытое заявление, автор которого называл место, где, якобы, осуществлялся подкуп за кандидата «ЕР» Мамедова в Иванове - на улице Короткова. Но даже после этого эмоционального видео в сети ни один наблюдатель не съездил, не проверил и не задокументировал. Хотя, казалось бы – вот они, доказательства, фиксируйте!? (К слову: на УИК №128, где были, якобы, факты подкупа – единственном среди всех - Мамедов проиграл Колобкову)

Выборы – это борьба за власть и влияние. Глупо было бы думать, что такая борьба пройдет исключительно в «дистиллированном» виде. Нарушения были – где-то мелкие, порой из-за непрофессионализма членов комиссий, а где-то и серьезные – типа подделки подписей избирателей и вскрытии конвертов досрочного голосования и замены бюллетеней. (Подробнее об этом ЗДЕСЬ)
При этом вызывает удивление поведение руководителей ряда комиссий – хамство, грубость, противодействие; включение режима "удалить" и "не пущать". Неужели непонятно, что именно такое поведение и вызывает подозрение в фальсификациях?!
Но оппозиция проиграла и здесь: даже имеющаяся фиксация таких нарушений не дает право утверждать о массовых фальсификациях. (То есть даже если признать выборы недействительными на ряде УИКов – это серьезно не поменяет результаты голосования)

О ДОСРОЧНОМ ГОЛОСОВАНИИ (ДГ)

Растянутое на несколько дней голосование обладает двумя недостатками:
- непрозрачная процедура хранения бюллетеней проголосовавших избирателей;
- невозможность обеспечить достойное наблюдение и контроль за голосованием.
  
Учитывая скандалы (вскрытые конверты и странности с сейф-пакетами) оппозиция заявляет, что выигрыш кандидатов власти – целиком заслуга манипуляций с ДГ.
Так ли это?

Вот рейтинг 25-ти УИКов в Иванове, где самый высокий процент досрочников от количества проголосовавших (указаны % досрочных голосов от  количества проголосовавших и % голосов за "ЕР" от количества проголосовавших на участке):
Досрочка.jpg

Посмотрим рейтинг ивановских одномандатников по досрочному голосованию: 
(указаны % досрочных голосов от  количества проголосовавших и % голосов за  кандидата на округе - от общего количества избирателей на округе): 
ДГ.jpg

Действительно, в большинстве случаев наблюдается тенденция: чем выше процент ДГ, тем выше и процент за власть.
Но есть и исключения: например, УИКи №71 и 154 при высоком ДГ не набрали и 50% за партию власти; и наоборот – на УИК №23 (207 место из 216 по ДГ среди УИКов) при 23% досрочки у «ЕР» - почти 60% голосов.
Или – у кандидата Рясиной не самый высокий процент ДГ, но процент голосов «за» от числа всех избирателей – четвертый из 20.

При этом сравнение явки на выборах в Ивгордуму показывает, что никакого особого всплеска в 2020 году не произошло:
- в 2015 году (когда досрочка была минимальной) проголосовали 57.695 человек;
- в 2020 году - 49.911 (с ДГ) человек.
При этом количество голосов за три оппозиционные парламентские партии стало выше (17.947 в 2015 году и 18.097 в 2020 году), а за «ЕР» - меньше на 20% (29.217 в 2015 и 23.757 в 2020)
То есть при ДГ в 2020 году увеличились голоса у оппозиции и уменьшились у «ЕР».
Если говорить о массовых фальсификациях именно из-за ДГ, то должно быть наоборот.
Сравним, например, явку и результаты голосования в Шуе, где оппозиция декларировала объединение ради общей победы: 
- явка в 2020 году увеличилась с 10,6 тыс до 11,3 тыс.;
- число избирателей, проголосовавших досрочно увеличилось с 319 до 4,5 тыс;
- результат «ЕР» остался почти таким же: 4.418 в 2015 и 4.581 в 2020;
- результат КПРФ, СР, ЛДРП вырос с 4.778 до 5.048.

При этом (в отличие от Иванова) на одном из округов в Шуе победил представитель оппозиции – Михаил Варенцов от КПРФ. Его результат – 537 голосов «за» совпадает со средним количеством голосов «за» на каждом округе у победителей «ЕР» (этот показатель составляет 496 голосов)
Более того – у Варенцова 12,24% от всего количества избирателей на округе проголосовали досрочно – это один из самых высоких показателей ДГ в Шуе (Выше только у единоросса Барабашова)
Исходя из анализа цифр – ущерб для оппозиции от манипуляций с ДГ явно преувеличен.
«Досрочники» - это, как правило, те же избиратели, которые в 2015 году приходили на выборы при административном давлении.
Пожалуй, ошибка оппозиции была в том, что она не призывала своих сторонников голосовать хотя бы на последних днях ДГ – не исключено, что это могло бы поменять результат.


ПОМОГЛО ЛИ УМНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (УмГ)

Стратегия УмГ* политика Алексея Навального* в том, чтобы призвать голосовать за того, кто имеет наибольшие шансы выиграть среди всех оппозиционных кандидатов – независимо от его политических взглядов. На этих выборах к УмГ* прибавился еще и рекомендованный список проекта «Объединенные демократы» («ОД»)

Данная стратегия не лишена смысла. Если предположить, что кандидат от партии власти остался бы один на один с кандидатом от оппозиции, то по имеющимся результатам голосования 8 одномандатников от «ЕР» из 20 проиграли бы выборы; еще как минимум у шестерых были бы серьезные проблемы, поскольку разница (0,8% - 2,5% избирателей) незначительна.

Как видно из таблицы, в Иванове кандидаты «УмГ*» на 17-ти округах заняли 2 место; на двух (округа №11 и №20) – третье и в одном (округ №12) – пятое.
Кандидаты «ОД» второе место заняли на 13-ти округах, третье – на округах №15 и №20; четвертое – на округе №17 и пятое – на округах №12,13,14,19.

умг.jpg

Подобные результаты «УмГ*» можно было бы считать неплохими, если бы кандидаты озаботились повышением явки, (о чем было сказано выше)

Провал же «УмГ*» на округах №12 и №20 объясняется сознательной поддержкой «своих» в ущерб самой идее. Авторы «УмГ*» симпатизировали и Корженевскому, и Мальцевой, потому и призвали голосовать за них вместо того, чтобы сделать честный выбор.

Более того, на округе №12 Корженевский явно оттянул голоса от кандидата ЛДПР Виктора Лисицына. И если бы «УмГ*» поддержало бы именно Лисицына – он бы победил. (Ему для победы не хватило 21 голоса, тогда как за Корженевского проголосовало 217 человек)
И это урок для того же "УмГ" - не всегда "свои" приводят к победе. 

ИТОГО

Оппозиционные партии, похоже, забыли, что выборы – это борьба.
Что дело не только в фиксации нарушений и критике.
Никто даже не пытался решить задачу по повышению явки, хотя именно низкая явка стала причиной поражения оппозиции еще в 2015 году на предыдущих муниципальных выборах.
Ни одна из оппозиционных партий не представила грамотную программу действий, не продумала – каким образом ее преподнести избирателю. В партийных списках не было ярких лидеров.
Власти даже не пришлось «раскручивать» проект с «Родиной», поскольку избирательная кампания в КПРФ, к примеру, была скучной и предсказуемой. Поэтому демарш на заседании облдумы (24 сентября депутаты от КПРФ покинули зал в знак протеста «фальшивых выборов») выглядит не более чем игрой.
   
Главное – работать с избирателями, доносить свою позицию надо не только за пару месяцев до выборов. Тогда и результат был бы другим. 

Вместе с тем, стоит отметить, что на прошедших муниципальных выборах были и позитивные тенденции: 
- оппозиция в Шуе попыталась выступить единым фронтом; даже были сняты ряд кандидатов;
- кандидаты в Колянове продемонстрировали, что можно побеждать кандидатов от власти несмотря на любые ухищрения. Но работать на победу нужно начинать значительно раньше; 
- ряд кандидатов много и искренне работали на округах, но им не хватало ресурсов, опыта и той самой известности, которая нарабатывается заранее. 

Сергей КУСТОВ.
"Губерния. ИТОГИ".

А как вы считаете, почему оппозиция не смогла показать более высокий результат? 
Напишите свое мнение в комментариях.

UPD. *Власти в России требуют указывать, что суд признал Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), штабы Навального, Фонд защиты прав граждан иностранными агентами, экстремистскими организациями и вынес решение об их ликвидации; Алексей Навальный внесен властями в перечень физлиц, «в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму»


Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама