Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Новости
10.10.2021
8055

Часть 2. ПОЧЕМУ ОППОЗИЦИЯ НЕ БОРОЛАСЬ ЗА ПОБЕДУ

ВЫБОРЫ-2021. ИТОГИ. Заметки главного редактора



Ivanovonews на
Поделиться:

Ковид, вакцинация, застой в экономике и политике и жесткое подавление инакомыслия, – пожалуй, это основные темы, которые были в «топе» медиа относительно политического выбора на выборах в Государственную Думу, которые прошли 17-19 сентября. Даже тема проведенной 3 года назад пенсионной реформы не так остро пульсировала в эти дни.
При этом партийная предвыборная кампания проходила довольно вяло – в том числе и в Ивановской области.
В первой части субъективных заметок - «Власть и ее админресурс» речь шла о том, как «ковалась» победа «Единой России» и ее кандидатов. Попробуем разобраться, как провела выборы ивановская «оппозиция».

Далее в таблицах:
ГД – выборы в Госдуму; ОД – выборы в Ивановскую областную думу.
строка 1 – количество голосов «за» партию в области
строка 2 – процент «за» партию от числа пришедших на выборах в области
строка 3 - процент «за» партию от числа пришедших на выборах в стране
строка 4 – разница результата в регионе от результата в стране (если результат в стране принять за 100%)

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПРОВАЛ – У ЛДПР
Партия фактически не вела кампанию, потратив на нее официальные 153 тысячи рублей.

лдпр.jpg

За минувшие 18 лет ЛДПР уменьшила количество своих сторонников в области в 2,3 раза – если в 2003 году за партию проголосовали 66,8 тысяч избирателей­, то в 2021 – 28,4 тыс.
Результат 2021 года – самый плохой у партии за всю историю выборов в Госдуму – как в количестве, в процентах, так и в соотношении с результатом по стране. Например, в 2016 году региональный результат был выше российского на 34%, в 2021 – уже на 24%.

ПОДДЕРЖКА ЭСЕРОВ УМЕНЬШИЛАСЬ в 3 РАЗА
Лучший результат у эсеров был на выборах в Госдуму в 2011 году в 70,2 тыс. избирателей, (цифры по выборам 2003 и 2005 даны суммарно с объединенными впоследствии партиями), а к 2021 поддержка уменьшилась в 3 раза до 23,1 тыс.

ср.jpg
На всех выборах результат эсеров в регионе был всегда выше российского, однако если в 2011 и 2016 результат отличался на 17%, то в 2021 это превышение составило незначительные 2%.
Колебания эсеров вокруг 6-8% ставят вопрос о политическом будущем партии - на выборах в облдуму в 2013 году список не набрал и 4,5%.

При этом у лидера ивановских эсеров Павла Попова, который занимал 4-е место в региональном списке, появился шанс попасть в Госдуму. (1 и 3 место занимали кандидаты, выигравшие в Ярославе по одномандатным округам, а №2 - актеру Николаю Бурляеву - 75 лет, и он может уйти из политики по состоянию здоровья.)

КПРФ – «ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ» ПРОТЕСТА
Стандартно в области голосуют за КПРФ 50-60 тысяч избирателей. И «перебор» этого порога случается именно в отсутствие альтернативы.

кпрф.jpg
При этом рост (если не учитывать падения-2013) начался еще в 2011 году, когда показатели КПРФ стали превышать российские цифры - сначала на 17%, потом на 35% и вот теперь – почти на 48%.
Хотя в абсолютных значениях рекорд 2011 года КПРФ не повторила, (возможно, из-за вымирания своего электората) процентное значение – 28% от числа проголосовавших – самое высокое за 18 лет. 

ДРУГИЕ ПАРТИИ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ
Есть ли какая-то логика в распределении голосов, когда люди голосуют за партии, которые не преодолевают партийный барьер?
В таблице ниже в строке а1 – голоса за другие партии суммарно, а2 – проценты за другие партии суммарно; в строке б1 – количество недействительных бюллетеней, б2 – их процент. (В 2003 и 2005 к ним добавлены голоса «против всех»).

Разное.jpg
Как видим, процент недействительных бюллетеней стандартно колеблется около 1-1,5% на выборах в госдуму и около 2-3,5% на выборах в облдуму.
При этом в 2021 году процент недействительных (2,5%) – рекордный среди госдумовских выборов, как и процент голосов за «другие партии» (16,2% из которых 5,9% - прошедшие в парламент «Новые люди»)

ДВЕ ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ
Цифры показывают, что у оппозиционных партий (как минимум у ЛДПР и СР) была реальная возможность увеличить свой результат, но никто партийный список не тянул.
Почему? 

Оппозиционеры пытаются сейчас оправдывать это тем, что «…не было ресурсов», и «подделывают голоса».
Во-первых, объём вбросов ограничен (не говоря уже о том, что желающих выполнять грязную работу в избиркомах не так много, как иногда видится). Во-вторых, ресурсы появляются тогда, когда есть реальная возможность победить.
(Да и у того же эсера Попова личный годовой доход - почти 40 миллионов рублей, то есть говорить о том, что он человек "нересурсный" по меньшей мере странно) 

На самом деле шансы пройти у местных в региональных партийных группах были практически нулевые (учитывая распределение региональных групп и общероссийские рейтинги партии) и именно поэтому (а не по каким-либо иным причинам) никто из них не «рвал рубашку» за список.

Аналогичная ситуация сложилась и в одномандатных округах.
Кандидаты Виктор Смирнов и Михаил Кизеев от «Единой России» отрабатывали установки технологов, появляясь на каждом более-менее заметном мероприятии; а административный ресурс был направлен на их узнаваемость и победу.
Оживление в регионе внесло появление «ресурсного» кандидата от КПРФ Евгения Горбачева, однако, как только стало ясно, что он обгоняет Кизеева, Горбачева с выборов сняли. (Или даже заставили сняться, учитывая мутную историю с его незаконной агитацией)
И далее оппозиционные кандидаты в одномандатных округах не вели серьезной агитационной работы. Большинство из них сдались на старте кампании – независимо от причин, которые они себе обозначали как основание не бороться серьезно за победу.

В предвыборном пространстве от оппозиции были заметны Светлана Протасевич (КПРФ), Сергей Шестухин («СР»), Сергей Римский, («Яблоко»), но то, что они делали -  было крайне мало, чтобы победить.
Ресурсов у оппозиционеров не было в первую очередь потому, что никто не верил в их победу, включая их самих. Веры же не было потому, что их фамилии и их дела неизвестны большинству избирателей.
Никто из них никак не проявлял себя за последние перед выборами годы - ни в политике, ни в общественной жизни. Для каждого из них политика является что-то типа хобби.
А партийный бренд (даже КПРФ) сам по себе не позволял победить - с учетом наличия кандидатов-спойлеров.

Случилась бы победа, если бы оппозиционеры-одномандатники договорились бы о единой кандидатуре? Да.
Если бы на округах остались пары Смирнов-Протасевич и, например, Кизеев – Попов, выдвиженцы «Единой России» проиграли бы округа. Это математически видно из результатов голосования: 

еппп.jpg

еппп2.jpg

Даже если бы единого кандидата выдвинули только КПРФ, ЛДПР, СР и Яблоко, то Смирнов бы точно проиграл, а у Кизеева оставался бы шанс только за счет кандидата «Коммунистов России».
Однако медийный эффект от объединения оппозиционных сил свел бы и этот шанс к нулю – за счет того, что оппозиционная явка на кинешемском округе явно была бы после объединения значительно выше, а количество недействительных бюллетеней меньше.
Потому второй причиной, по которой оппозиция проиграла - является неспособность (и/или нежелание) договариваться и искать компромиссы - в том числе путем «дележки округов». При этом кандидаты признают, что установки по «недоговороспособности» идут из центра.

Впрочем, оппозиционеры настаивают, что главной причиной их провала стали махинации в избирательных комиссиях. Так ли это?
Об этом - в третьей части публикации.

Сергей КУСТОВ
Окончание следует
 


Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама