Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
13.02.2020
1518

Машины и двигатели для фронта собирали в Иванове

Город Иваново продолжает бороться за звание города трудовой доблести, а мы продолжаем рассказывать о том, как текстильная столица в годы войны работала на Победу. Какой вклад внес ровесник Великой Отечественной, Ивановский авторемонтный завод - в репортаже.

Ivanovonews на
Поделиться:

Улица Парижской Коммуны, здание группы компаний «Риат». Это сейчас здесь супермаркет, спортивный комплекс, ресторан и музей. В 40-х годах прошлого века здесь был только завод. Ивановский авторемонтный создали через неделю после начала войны на базе нескольких автомастерских. Предприятие должно было выпускать вот такие грузовые автомобили, полуторки. Светский вариант плавно превратился в военный. Попроще и подешевле.

Александр Савичев, ветеран завода: «Не было уже возможности делать такие крылья, а завод продолжал работать, на заводе у нас стали делать вот такие крылья, делали их - прямо слесарь резал ножницами, молотком стучал, получались крылья. А вместо дверей делали вот такие занавесочки. занавесочку раз - взяли, прикрепили, и ветер уже не дует».

Передние тормоза убрали, оставили только задние. Машина потеряла бампер и стала одноглазой. С фронта полуторки приходили такие разбитые и обгорелые, что порой из трех автомобилей удавалось собрать всего одну машину. Кроме полуторок на заводе собирали ЗИСы или трехтонки. Такие машины перевозили снаряды и пушки. Механики работали в очень тяжелых условиях. Окна были закрыты маскировочными сетками. Помещения почти не отапливались.

Вадим Чурзин, председатель совета ветеранов завода: «Были поставлены металлические бочки, и в них разводили костры, топились дровами. Представляете, какой дым был внутри помещения? Даже теряли люди ориентацию, день сейчас или ночь».

Работали в основном ветераны женщины и подростки. Виталию Карпову почти 90. На завод он пришел после пяти классов. В десять лет ему пришлось осваивать навыки слесаря.

Виталий Карпов, труженик тыла: «Варили рамы, радиаторы паяли, если он худой, снимали. Мы должны по шесть часов работать, а мы работали по 10, по 12, сколь скажут, столь и работали. Пришла машина - значит, надо всю ее сделать, полностью ее отправить».

По словам ветерана, полуторки тогда заправляли не бензином. Газогенераторная установка работала на березовых чурках. Рядом с кузовом крепилась специальная емкость.

Виталий Карпов, труженик тыла: «Эта чурка тлеет, передает на генератор, он перерабатывает там на газ и передает уже туда на машину. И карбюратор работал, и машина ездила, а так ни бензина, ничего не было».

Есть в музее автопрома еще одна машина военного времени. С отверстиями от пуль, еще не отреставрированная. Ее нашли в лесу в местах ведения боев.

Марина Зенина, корреспондент: «Оригинальный «ГАЗ-67», один из первых советских внедорожников, в Красной армии его ласково называли Иван Виллис, в годы войны его использовали в качестве штабного, разведывательного автомобиля, на нем перевозили раненых, а также использовали в качестве тягача для артиллерийских орудий».

Всего в годы войны Ивановский авторемонтный завод выпустил около четырех тысяч машин и почти тысячу двигателей.

Марина Зенина, Денис Железов, телекомпания «Барс»


Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама