Город Иваново продолжает бороться за звание города трудовой доблести, а мы продолжаем рассказывать о том, как текстильная столица в годы войны работала на Победу. Какой вклад внес ровесник Великой Отечественной, Ивановский авторемонтный завод - в репортаже.
Улица Парижской Коммуны, здание группы компаний «Риат». Это сейчас здесь супермаркет, спортивный комплекс, ресторан и музей. В 40-х годах прошлого века здесь был только завод. Ивановский авторемонтный создали через неделю после начала войны на базе нескольких автомастерских. Предприятие должно было выпускать вот такие грузовые автомобили, полуторки. Светский вариант плавно превратился в военный. Попроще и подешевле.
Передние тормоза убрали, оставили только задние. Машина потеряла бампер и стала одноглазой. С фронта полуторки приходили такие разбитые и обгорелые, что порой из трех автомобилей удавалось собрать всего одну машину. Кроме полуторок на заводе собирали ЗИСы или трехтонки. Такие машины перевозили снаряды и пушки. Механики работали в очень тяжелых условиях. Окна были закрыты маскировочными сетками. Помещения почти не отапливались.
Работали в основном ветераны женщины и подростки. Виталию Карпову почти 90. На завод он пришел после пяти классов. В десять лет ему пришлось осваивать навыки слесаря.
По словам ветерана, полуторки тогда заправляли не бензином. Газогенераторная установка работала на березовых чурках. Рядом с кузовом крепилась специальная емкость.
Есть в музее автопрома еще одна машина военного времени. С отверстиями от пуль, еще не отреставрированная. Ее нашли в лесу в местах ведения боев.
Всего в годы войны Ивановский авторемонтный завод выпустил около четырех тысяч машин и почти тысячу двигателей.
Марина Зенина, Денис Железов, телекомпания «Барс»