Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
08.05.2020
4802

Санаторий для военнопленных

Японский принц, липовый фельдмаршал и командующий Квантунской армией. Это лишь часть списка значимых узников - военнопленных генералов и офицеров, которых содержали в лагере №48. Это особое место заключения, которое располагалось в Лежневском районе. А в канун Победы наш корреспондент решил узнать, какие ещё тайны времен Великой Отечественной хранит село Чернцы?

Ivanovonews на
Поделиться:

Обширный материал по чернцким узникам Сергей Геннадьевич Смирнов собирал в одиночку. На протяжении долгих лет он активно искал документы времён Великой Отечественной. Это воспоминания, архивные фото, выписки о прибытии, протоколы допросов. В общем, подробная и личная информация о высокопоставленных пленниках.

Сергей Смирнов: «То, что можно, я в течение десяти лет искал везде, что можно увидеть в хронике, часть - из архива. Всё, что можно, вытаскивал, и в папочку постепенно добавлял».

Собранные данные по военнопленным Сергей Геннадьевич хотел лично передать в Чернцкий музей. Но карантин сорвал планы. Между тем масштаб работы поражает: более шести папок по 300-400 страниц.

Сергей Смирнов: «Очень много документов из архива министерства обороны на немецком языке, что можно, я переводил, потому что это очень дорого, вернее, я отдавал, мне переводили».

При этом часть материалов по узникам была засекречена. Доступ к архивам открыли недавно. А всё дело в том, что в Чернцах располагался особый лагерь для военнопленных. Можно сказать - элитный. Первых узников свезли в 1943 после Сталинградской битвы. Тогда шестая армия Вермахта сдалась советским войскам. В плен попали более двадцати немецких генералов и фельдмаршал Фридрих Паулюс.

Егор Парфёнов, корреспондент: «В Чернцах узник номер один живёт как фельдмаршал в отставке. Он много читает, пишет мемуары, рисует. Его подчинённые занимаются садоводством, резьбой по дереву. При этом немецких генералов усиленно кормят. В общем, чем не санаторий? Только примечательно, что сотрудников лагеря, медперсонал, охрану, явно не докармливали, а такого досуга, как у пленных, они и подавно не имели».

Но отношение к узникам среди персонала лагеря было скорее нейтральное, чем враждебное. По словам современников, пленные немцы уже не представляли угрозы, так что и зла желать им было излишне. А пример Татьяны Мотовой, единственной медсестры, которая имела доступ к Паулюсу, лишний раз это доказывал.

Ольга Липчанская, хранитель Чернцкого музея: «Естественно, как врач, как медик, Татьяна Васильевна никак не проявляла какого-то отрицательного отношения. У неё погиб первый муж, который был лётчиком. У неё было основание ненавидеть этих людей, но тем не менее, эту толерантность все проявляли».

За 13 лет существования лагеря через Чернцы прошли более 400 генералов и офицеров. Это немецкие, итальянские, румынские, японские главнокомандующие. В 50-х часть пленных репатриировали, но вернуться на Родину удалось далеко не всем.

Егор Парфёнов, корреспондент: «История лагеря №48 заканчивается там, где и остальные - на кладбище. Свой последний приют в Чернцах обрели более тридцати военнопленных, а судьба одного из них крайне трагична. Представитель японской императорской фамилии, Фумитака Каноэ, скончался накануне последнего освобождения узников, в 1956 году».

Егор Парфёнов. Сергей Тютин. Телекомпания «Барс»

Поделиться:
Написать авторам
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама