«Светлый путь» «Первой фабрики авангарда»
Тема III фестиваля «Первая фабрика авангарда» — ткань. В музейно-выставочном центре открылся арт-проект, где она повсюду. Выставка «Светлый путь» создана художниками из разных уголков страны. Завершился вечер перформансом. Как это было и почему проект запомнится надолго — в репортаже.
Создание ткани — это ход нити. И вовсе не случайно арт-проект «Светлый путь» открывает перформанс Андрея Кузькина. С огромной катушкой автор шёл до тех пор, пока не закончилась нить. Нить бытия. Как волокно двигается из одной точки в другую, когда плетётся ткань, так и зритель перемещается, словно уток в станке.
Сергей Соловьёв, арт-директор фестиваля «Первая фабрика авангарда»: «Когда задумывался фестиваль в этом году, его тема была «Материал. Материя. Ткань», ивановский специалитет. Но мы не хотели обращаться к ситцам, которых и так достаточно в музее ситца и во всех других собраниях, ну и на фабриках, конечно. Мы обратились к концептуальным художникам, которые работают с тканью как с объектом, как с возможностью какого-то креатива, развития творчества, движения образов и так далее, поэтому вы здесь мало встретите фольклорных мотивов, но много очень современных, модернистских, ярких, неожиданных».
Оформление, которое создал архитектор Егор Егорычев — это намёк на конструктивизм в зодчестве начала 20 века, на Шуховскую башню. Его авторства и нитевая инсталляция, которая ведёт зрителя через экспонаты. В проекте ткань присутствует как некий скульптурный объект, она трансформировалась в трёхмерное произведение.
Сергей Соловьёв, арт-директор фестиваля «Первая фабрика авангарда»: «Неслучайно первое название арт-проекта - «Материал. Материя. Пространство». Вообще ткань — это то, что сопровождает нас всю жизнь. Мы рождаемся в пелёнках и умираем тоже с пеленами. Вся эта история здесь полностью отражена».
От инсталляции «Рождение» Леонида Тишкова, созданной из вещей матери, до темы рая и райского сада в финале экспозиции.
Ирина Новикова, архитектор арт-проекта «Светлый путь»: «В связи с этим выходом из плоскости и появилась необходимость привлечь архитектора, как человека, работающего в плоскости, работающего в пространстве. Наша задача была создать какой-то определённый сценарий выставки, не только условную развеску тех работ, которые были выбраны куратором, безусловно, но и какой-то сюжет. Предыдущий зал протяжённый, самый наполненный, он является этим путём, который ведёт нас сюда. Здесь нам хотелось изобразить райский сад.
Ход бытия останавливается в произведениях Антона Кетова. Ткань есть в них, только заметна она не всегда. Она присутствует как итоговый материал, который всё закрывает, в том числе и предметы, а потом заливается ПВА и грунтуется.
Антон Кетов, художник: «Это про замершую жизнь, про жизнь в постиндустриальную эпоху, про то, как мы входим в новую реальность, в которой много объектов бывших промышленных. А вообще проект «Остановка» был сделан как желание музеефицировать некий момент, то есть жизнь нашу, немного её затормозить, вот этот вот безудержный научно-технический прогресс, который нас поглощает. Мы начинаем жить уже в виртуальной реальности».
По «Светлому пути» провели губернатора Станислава Воскресенского. Арт-директор фестиваля познакомил главу региона с экспозицией.
«Такие коллажи города Иваново, ещё со строчкой, как будто бы такой прошитый город. Мы с Ириной тогда смотрели, очень поразились. Пришли на кафедру, они сказали: "Вот, у нас лежит дипломная работа, девушка уехала, забыла.
У современного искусства разная энергетика, потому что иногда за современное искусство выдается не совсем искусство. Но то, что вы здесь собрали, действительно настоящее искусство. Видно, что за этим стоит глубокий труд и художников, и архитекторов. И это здорово».
Анна Тагути представила проект «Крест и молот». Воедино она собрала образцы ткани разных эпох — от древних символов коптских тканей до советской агитационной символики. Дополнила экспозицию ивановский дизайнер Ксения Новикова.
Анна Тагути: «Давно мечтала выставиться именно в Иванове. Для меня это место, этот город очень значимый. Чем больше я сюда приезжаю, тем больше он мне нравится. Здесь вещи, которые очень волнуют и привлекают».
Современному искусству в Иванове тесно. Необходимы новые пространства. Один из кандидатов — реконструированный вокзал, архитектура которого, по мнению Егора Егорычева, будет очень хорошо работать с современным искусством и с разными его проявлениями.
Финал вечера - перформанс «Дайв шесть точка ноль». Это коллаборативная работа трёх городов: Иваново, Краснодар и Челябинск.
Даша Нихейма: «Мы понимаем ткань, как что-то метафизическое, что может нас вдохновить на какое-то исследование, связанное с анатомическими особенностями тела. Мы можем воспринимать наше тело как ткань и как эта телесная ткань вписывается, например, в структуру пространства».
Иван Кутузов: «Это синтез между импровизацией и подготовленной хореографией, также перформативность, спонтанность действия здесь и сейчас».
Яна Ведерникова, Сергей Тютин, телекомпания «Барс».