Серию профессиональных побед одержал в 2014 году оркестр народных инструментов ивановского музучилища. Последняя по времени, но не по значению - 1-я степень в 17-ом открытом международном конкурсе исполнителей инструментальной музыки. Сегодня, несмотря на экзаменационные выступления, лауреаты согласились встретиться с нашей съемочной группой.
Самый тяжелый по динамике и разгону - рояль. Только тренированные и воспитанные люди могут сдвинуть «Ямаху» без русских народных слов. Если без шуток - музыкальные инструменты без боя не сдаются. Если, например, балалаечнику не везет с первым преподавателем, то указательный палец с гарантией сбивается в кровь. Свои хитрости есть у любого инструмента, за каждым, особенно народным, тянется хвост преданий и абсолютно правдивых сказаний.
Домра, между прочим, политически неблагонадежный инструмент. Рассказывают, что во времена Иоанна Грозного эти инструменты в массовом порядке сжигали, чтобы скоморохи не скоморошили честное царское имя по городам и весям.
Музыканты здесь тоже непростые. У каждого можно найти второй слой. Анна Успенская здесь играет на домре, хотя основной инструмент у нее - гитара. Сначала взялась за гриф, чтобы играть популярные песенки, затем познала силу классики. Теперь хочет нести искусство в массы.
«Мне очень нравится преподавательска
Есть и граждане с тройным дном. Академическими струнниками только прикидываются в светлое время суток по будним дням.
Дмитрий Колчин: «Играю на ударных в группе "Дом поэта" и "Город свободы". "Город свободы" - это группа из Плеса, "Дом поэта" - ивановская. В прошлом году мы участвовали в международном фестивале "Эмергенза", победили в полуфинале и отправились в Нижний. Там, правда, не смогли конкурировать с качественными нижегородскими группами».
Конкурентный опыт здесь есть у всех, но участие в последнем конкурсе для многих было в новинку. Проходил он в заочной форме - играли перед пустым залом с видеокамерой в качестве единственного зрителя.
Николай Рычагов, руководитель оркестра народных инструментов ивановского музыкального: «Одно дело - сценическое, выступление на публике. Другое дело - запись в пустом зале. Разные вещи совершенно».
Корреспондент: «Что тяжелее?».
Николай Рычагов: «Конечно, запись в пустом зале».
Музыканты говорят, что ни один «О Боже, какой мужчина» под фанеру не заменит живой музыки. Не зарастает тропа на концерты народников.
Илья Маслов: «Живое звучание в любом случае. Живой звук - он никуда не денется. А оркестр - это живое звучание».
В любом случае, с трудоустройством у выпускников проблем нет. Сольная деятельность, работа в ансамблях и оркестрах, преподавание в учебных заведениях России. Особо продвинутые с организационной жилкой создают свои народные коллективы.