Панорама длинной 700 метров и картина, на которой изображены сразу 300 человек. Для русских живописцев нет пределов в творчестве. В нашем регионе уже второй день проходит научная конференция, посвященная изучению творчества братьев Чернецовых. За свою жизнь они создали тысячи художественных и литературных произведений. В чем заключается тайна братьев-художник
Второй день конференции начался с доклада о наименее изученных страницах творчества Чернецовых. Речь шла о путешествии братьев на Ближний Восток. Как рассказал заведующий отделом живописи русского музея Григорий Голдовский, они решили путешествовать, как сегодня говорят, дикарями. По пути нанимали переводчиков и переодевались в национальные одежды, чтобы впитать колорит и лучше изучить местные нравы. И путь они выбрали не стандартный. Их интересовало все: от явлений природы и животного мира до евангельских и библейских памятников. Впечатления находили отражение в картинах и блокнотах.
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи «Русского музея»: «Итогом этого палестинского вояжа стало несколько десятков картин маслом, около 500 акварельных рисунков и сепий, весь этот огромный альбом. И несколько сот листов путевых заметок».
У художников была сложная судьба. Выходцы из бедной семьи добились своим трудом невероятной популярности. Дружили с Пушкиным, картины у них заказывал император Николай I. Но к концу жизни оказались отвергнуты всеми и умерли в нищете. Историки и краеведы собрались, чтобы восстановить память и осмыслить наследие Чернецовых. Их творчество - это огромный пласт материалов: картины, зарисовки, дневники. Григорий Чернецов составил своеобразную энциклопедию Петербурга в своей картине "Парад 6-го октября". По сути, на групповом портрете изображены почти 300 известных персон того времени. Это своеобразный срез всех сословий государства.
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи «Русского музея»: «Они и оставили художественные документы эпохи. И многие из этих документов несут достаточно яркий художественный смысл. То есть это и информации, и эстетическая информация, и научная информация, и литературные свидетельства. Поражает широта возможности и одаренности».
На конференцию приехали представители крупнейших музеев России. Делились опытом, обсуждали проблемы. В рамках конференции состоялся семинар «Музеи и социальные сети». Докладчики рассказывали о новых формах взаимодействия с посетителями.
Наталья Копонева, председатель Петровского исторического общества: «Он показывает себя и приглашает познакомиться с музеем в социальной сети, через интернет. Общение с сотрудником музея через интернет - это совершенно новая форма общения. Я как пользователь могу об этом говорить. Центральные музеи ведут очень интересные формы работы. И мне кажется, что для наших небольших музеев это один из путей привлечения посетителей».
Несмотря на то, что конференция идет только второй день, работа специалистов уже принесла свои плоды. Например, в Лухском районе появится постоянная экспозиция по мотивам наследия братьев Чернецовых. Также планируют создать современный аналог, пожалуй, самого крупного проекта братьев - 716-метровой панорамы берегов Волги.
Светлана Шмелева, начальник департамента культуры и культурного наследия Ивановской области: «В следующем году, где-то в июне месяце планируется проведение такой межрегиональной экспозиции по волжским городам для того, чтобы сделать современную фото-фиксацию нашей великой реки Волги. Чтобы сравнить с теми описаниями с теми полотнами, которые создавали художники Чернецовых».
Проект планируют межведомственный
Михаил Ланцов, Кирилл Маршов, программа «Губерния»