Время для забастовки было выбрано крайне удачно: утро понедельника. Работать в Ново-Талицах, кроме как в «Тепличном», особо негде. Все едут в Иваново. Местные рассказывают, что утром на конечной и двух ближайших остановках скопились десятки потенциальных пассажиров.
Выручку за счет селян сделали таксисты и хозяева «ПАЗиков» с конкурирующих маршрутов. Чуть позже, когда на остановках стало поспокойней и посвободней, забастовщики смилостивились - начали ездить. Но конечная возле школы все равно бурлила. Поговорить водителям было о чем. Время от времени к разговорам присоединялись пассажиры.
Татьяна Косогова: «Вот здесь пешеходный переход - некуда переходить. Когда здесь грязь - вообще некуда ходить. Здесь идешь по косточки в грязи. Машина за машиной. Сегодня забастовку сделали. На работу мне пришлось ехать за 70 рублей в складчину».
Водители в качестве причины называют сдвоенную остановку. Раньше 141-й и 129-й разворачивались на разных кольцах. В прошлом году граждане заявили, что 129-й от магазина надо гнать, он там всем мешает. Организовали письма куда надо, и власти последовали воле селян. Остановки объединились. Но, говорят водители, не учли, что конкуренция вырастет. Вместительные иномарки пришли на смену «ГАЗелям», а население Ново-Талиц не увеличивается, так же, как и число часов в сутках.
Рахим Махвутов, водитель: «Машины иностранного производства, запчасти дорогие, ремонт очень дорого обходится. При этом доллар растет. Приходишь домой со спущенными карманами. 200-300 рублей - такой заработок никого не устраивает. Думаю, что это реально вот так вот».
Другие водители тоже считают, что конкуренция убивает заработок. Когда маршруты жили каждый своей жизнью, пассажиры у каждого были свои, прикормленные. Теперь все общее - и заработок упал. Бывает, что в ожидании своей очереди на кольце особо нетерпеливые отправляются в круг без пассажиров с конечной. Верят, что проблему можно решить, вернув всех на свои разворотные кольца .
Георгий Кочиашвили, водитель: «Народ бы не остался на улице. Мы бы справились их возить, на другую конечную. Из-за того, что мы стоим со 141-м вместе, отстои получаются большие. Мы ничего не зарабатываем».
Глава областного транспортного департамента Василий Силкин согласен, что с конкуренцией в Ново-Талицах может быть и перебор. Вопрос в том, насколько она добросовестная.
Василий Силкин: «Начальник областного департамента по транспорту: «Когда было по 20 машин, проблем со стоянкой на конечной, с работой маршрутов не было. Но, по нашим сведениям, на сегодняшний день вместо 40 работает до 56 машин».
Временным решением проблемы будет работа диспетчера на конечной в Ново-Талицах. В среду власти области и села вместе решат, хотят ли граждане вновь иметь дело с раздельными остановками для каждого маршрута. В этом случае старое новое кольцо 129-го будет требовать обустройства. А госномера лишних 16 машин надзорные органы уже переписали.
Сергей Хохлов, Сергей Тютин, Антон Осипов, программа «Губерния»