РОБОТОТЕХНИКА И ПЕДАГОГИКА
Виртуальные уроки для детей-инвалидов обещают стать привычными и даже обыденными. Восемь детей с особыми потребностями посетили сегодня такое занятие по биологии в 23-й ивановской школе. В роли проводника выступил робот по прозвищу «Рюрик». На учеников и учителей посмотрела и наша съемочная группа.
Вика Малышева к виртуальной жизни приспособлена не меньше, чем иные - к реальной. Интернет - друг и помощник. В смысле общения с роботом у нее уже была прививка - она посещала виртуальную экскурсию. Впечатлений - море. Ведь остальная информация вроде как безадресная. А здесь все делается для главного в мире человека. Тем более, что Вика по складу ума - гуманитарий.
Виктория Малышева: «Картины там были, экспонаты разные, ружья, обмундирование».
Вика одинокой себя не чувствует. К ней заходят живые одноклассники. Есть аккаунт в «Одноклассниках» виртуальных. Любит рисовать. Участвует во всевозможных конкурсах. Но еще одно окно в мир не помешает, считает мама.
Мария Малышева: «Смотрит ребенок, как дети занимаются, отвечают на уроках, потому что их там много, каждый задает вопросы, урок интересен. Здесь она общается только с учителем. А там - мнение других, детей».
Вместе с Викой восьмиклассники 23-й школы изучали строение и работу пищеварительной системы. На импортном примере чернокожих едоков - зубы и кишки у всех одинаковые. Робот по прозвищу «Рюрик» свои обязанности выполняет тихо, практически незаметно. Телеоператоры смущали публику восьмого класса значительно серьезней.
«Робот был незаметен и снимал только перед, а камеры - они ходили и смотрели».
«Камеры все время двигаются. Немного неудобно получается. Есть какое-то стеснение».
Изучать пищеварение вместе с восьмым классом 23-й гимназии могли теоретически 14 дистанциоников. Захотели - 8. Но организаторов это не смущает. Расчет здесь на другое. Роботизация - лишь средство.
Юлия Маркелова, руководитель регионального центра дистанционного образования: «Наша главная цель - это социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, чтоб они почувствовали в обществе не потерянными. Чтобы у них появилась мотивация к изучению предмета, к участию в мероприятиях».
Скептики ставят под сомнение эффективность такого подхода. Мол, живого учителя никто не заменит. Но об их замене на рюриков никто пока не помышляет - это лишь дополнение. Правда дорогое, организационо и технически сложное.
Организаторы признаются, что находятся в самом начале пути. Дистанционно воспитанных и образованных лауреатов Нобелевской премии ни Ивановская область в частности, ни страна в целом пока не знают.
Сергей Хохлов, Сергей Тютин. Программа «Губерния»