По квартирам пенсионеров ходят люди и предлагают установить чудо-фильтры. За свои услуги представители некой фирмы под названием «Водоканал плюс» просят 27 тысяч. Пожилые люди называют их мошенниками, говорят: услуги по установке оборудования специалисты навязывают, а деньги требуют в настойчивой форме. Наш корреспондент пообщался с пенсионерами и съездил в фирму.
Надежда Климова до сих пор в себя прийти не может. Говорит, никогда с бытовыми приборами не было проблем. Законопослушная семья всегда вовремя оплачивает коммунальные услуги. Оборудование в доме исправное. Ничто беды не предвещало, пока однажды в дверь не позвонили неизвестные люди.
- Как бешеные, врываются два мужчины. И сразу на кухню.
- Вы не приглашали их в дом?
- Нет-нет. Они сразу: здрасьте, мы из «Водоканала».
Сотрудники фирмы сказали, что жильцы дома якобы жалуются на плохую воду, а при помощи специального фильтра проблему можно решить. Стоит это недорого, льготникам предоставляются скидки.
- Я говорю: вон фильтр у нас стоит на столе, нам не надо фильтра другого. К тому же мы почти все время живем в деревне, а из деревни привозим воду из колодца. Нам не надо фильтра. А он без разрешения поставил. И он остался на кухне, сел рядом и начал обрабатывать: бабушка, вы не волнуйтесь, мы вам поставим за 50 процентов. Говорю: 50-то процентов – это за сколько?
Оказалось, что 50 процентов - это 27 тысяч рублей и заплатить их нужно сразу наличными.
Пока женщина пыталась возражать, на кухне кипела работа по установке прибора, рассказывает хозяин дома. Супруги не успели оглянуться, как фильтры уже поставили.
- Вот эта нижняя часть, вот эта батарейка, и еще вот проводок идет.
- То есть это все устройство?
- Все устройство.
Мы решили узнать у руководства фирмы, почему услуги навязывают. Руководителя «Водоканала плюс» на рабочем месте не оказалось. Но комментарий он дал по телефону. Пояснил: организация работает по закону.
- То есть сначала ходит человек, спрашивает о желании. И если человек желает, то уже приходит мастер и монтирует систему. То есть они не ходят толпой все вместе и уж тем более никого не заставляют. То есть наша задача, естественно, объяснить людям, чем им хорошо воспользоваться нашими услугами. Мы, конечно, пытаемся убедить людей, что системами нашими выгодно пользоваться.
В убеждении равных им нет, говорит Надежда Климова. Тем более что представители «Водоканал плюс» не оставляют пожилым гражданам выбора.
Надежда Климова: «Я говорю: ну, я не поняла. Я за 27 тысяч не буду ставить. Они отвечают: а мы уже поставили, он стоит уже. Я говорю: а какое мое дело? Нет у нас 27 тысяч. Нет. Так стали требовать нагло, нахально. Я даже испугалась его, говорю: дедушка, у тебя было накопление-то, отдай им Он начал считать – да не хватает...».
Супружеская пара деньги кое-как наскребла, визитерам отдала, те взамен протянули бумаги на подпись и два пластмассовых инструмента. Сказали: через полгода с ними нужно будет явиться в «Водоканал» для обслуживания фильтра. После этого представители фирмы ушли. А пенсионеры схватились за лекарства. Как могли, успокоились, а потом вызвали полицию и пожаловались внукам. Те выяснили, что прибор на самом деле стоит 2900 рублей.
Дарья Рыжикова, внучка: «Я считаю, что завышение стоимости в 10 раз - это, конечно, мошенничество. Тем более, они продают фильтры только пожилым людям. Они не работают с другой категорией населения. Они приходят, навязывают свои услуги, вводят в заблуждение, а это является уголовно наказуемым деянием».
В «Водоканале-плюс» расторгнуть договор отказались. Мол, возврату такое оборудование не подлежит. В полиции пенсионерам пояснили, что случившееся - предмет гражданско-правовых отношений и нужно идти в суд. Внучку Дарью такой ответ не устроил, она поправила заявление и снова обратилась в правоохранительные органы. Говорит, если они никак не отреагируют, пойдет в прокуратуру. Теперь защитить пенсионеров - дело принципа. Через интернет девушка нашла других жертв дорогих фильтров, собрала инициативную группу. Сейчас люди объединились и собираются доказать, что их обманули. А городской «Водоканал» напоминает ивановцам, что специалисты организации никогда не предлагают платные услуги - установку фильтров или замену счетчиков.
Ксения Коптева, Кирилл Маршов. Программа «Губерния»