Сотни дополнительных миллионов рублей вынужден тратить областной бюджет на завершение социальных объектов в районах губернии. Отсутствие квалифицированных специалистов на местах, низкое качество проектов, халатность подрядчиков приводит к срыву сроков при строительстве школ, детских садов, ФОКов по муниципальным контрактам. Как можно решить проблемы, которым не один год, и делается ли что-нибудь для этого?
Из всех социальных долгостроев в районах - этот самый старый. Родниковский ФОК с несколькими спортзалами и сразу двумя бассейнами. Его начали строить еще в 2012-м по федеральной программе и с федеральными вливаниями. По ходу строительства пришлось менять подрядчика и решать вопросы финансирования. На федеральный центр рассчитывать больше не приходилось. Работы были остановлены. Об их возобновлении речь зашла в этом году, район подготовил проект достройки объекта. Область пообещала помочь деньгами - уже в 2019-м. Необходимо около 130 миллионов рублей.
До сих пор в области не завершены три объекта, начатые в 2013-м. Детские сады в Кинешме, Шуе, Кохме. Везде озвучивались проблемы с подрядчиками, велась претензионная работа с ними. Но и смена строительных организаций не помогла - ни в одном из случаев.
В итоге заказчики-муниципалитеты остались без денег с замороженными стройками и растущей очередью в детские сады. Совсем свежие объекты, по которым сорваны сроки - школы в Савине и Каминском Родниковского района. Работы там не останавливаются, но завершение отложено на год.
Причина долгостроев: некомпетентный заказчик
В Ивановском объединении строителей называют несколько причин, которые приводят к такому результату. Они давние и очевидные для всех, кто связан со строительной сферой. Первая - отсутствие у заказчика, а это, как правило, администрации района или города, профильных специалистов. Сейчас даже полноту техзадания проверить некому.
Причина долгостроев: слабые проекты
И это уже вторая серьезная проблема - некачественные проектные решения, которые требуют уточнений и дополнений уже по ходу строительства, что сказывается и на сроках и на стоимости работ. Школы-новостройки - яркий пример, когда корректировка проектов ведется в процессе.
Претензии к проекту есть и у подрядчика в Каминском.
«Ничего мне про проект не говорите. Я не знаю, или делалось на скорую руку как-то, или... Есть очень много вопросов, нюансов. Я имею ввиду технических решений».Здесь в проект были вынуждены внести еще более кардинальные изменения, чем в савинский. Грунтовые воды оказались выше указанных в рабочей документации. Фундамент поплыл, а стены пошли трещинами.
Об отсутствии профильных кадров в штате администраций и непрофессиональных проектах, как об основных проблемах при строительстве по госконтрактам говорят и в департаменте строительства.
В области создадут «единого технического заказчика» и банк проектов
И вот спустя годы в правительстве решили не глушить боль, а профилактировать. Сейчас единовременно пытаются внедрить целый комплекс предупреждающих мер. Во-первых, при агентстве капстроительства создают своего рода «единого технического заказчика». Квалифицированные специалисты службы теперь будут помогать муниципалитетам.
Еще одна новация - в процессе создания находится Региональное объединение проектировщиков. По аналогии с ассоциацией строителей, оно будет нести субсидиарную финансовую ответственность за ошибки своих членов. Кроме того, правительство задумалось о создании банка качественных проектов. Для этих целей уже предусмотрены деньги.
Причина долгостроев: низкие расценки
Следующий проблемный этап - непосредственно строительные организации. Крупные компании не охотятся за муниципальными контрактами. Ответственность высокая, а прибыль гораздо ниже, чем в коммерческом и жилищном строительстве. А маленькие игроки строительного рынка не всегда в состоянии потянуть взятые обязательства. Особенно если меняется проект и появляются новые расходы или деньги за уже выполненную работу задерживают на несколько месяцев, как получилось с детским садом в Рождественском. Подрядчик четыре месяца строил его за свой счет. Городу просто повезло, что контракт заключен с компанией, имеющей достаточно оборотных средств.
Задержка с перечислением средств накладывается на низкие федеральные расценки. Потому заманить на госзаказ серьезных застройщиков сложно.
Региональные расценки были подкорректированы - с учетом рыночных. Но по ним оплачивается лишь часть работ, если стройка идет с федеральным финансированием. Впрочем, говорят в департаменте, области удалось доказать Минстрою необходимость пересмотра расценок на работы и стройматериалы. Предполагают, что уже в первом квартале будущего года они будут приближены к рыночным.
Татьяна Прокопенко, Сергей Тютин, Денис Железов, «Губерния- ИТОГИ»