Уже год в регионе работает телефон Единой службы спасения 112. И в самое ближайшее время позвонить туда смогут не только жители Иванова, Ивановского района и Кохмы - к номеру должна подключиться вся область. При этом все остальные номера экстренных служб могут отключить. Как построена работа Центра 112? Справятся ли операторы и техника с тысячами звонков и главное - можно ли в состоянии шока вспомнить заветный номер новой службы спасения?
«Мы попали в аварию. Тут много раненых. Мой муж весь в крови».
«Помогите! Наш дом горит! Я не могу открыть дверь!»
«Мой ребенок стукнулся головой и не дышит! На полу кровь! Я не знаю, что делать».
Отчаяние, состояние шока, парализующий страх - очень часто именно в таком состоянии люди звонят в экстренные службы. Иногда они не могут назвать свой адрес, возраст близкого человека и даже свое имя. В чрезвычайной ситуации вспомнить хотя бы номер скорой, пожарной или полиции.
Если номера 01,02 и 03 все помнят с детства, то служба 112 - дело молодое, и на ум в экстренной ситуации приходит не сразу. Страшно представить, что будет, если все эти номера отключат и оставят единый телефон спасения 112. Как скоро это произойдет, и справляется ли новая система с потоком звонков?
Это еще при том, что пока дозвониться до операторов единой службы спасения могут только жители Иванова, Ивановского района и Кохмы. Чтобы весь регион был на связи с операторами Системы 112, нужно разрешение от Минокмсвязи. Его и ждут в самое ближайшее время. Технически всё готово.
Ростелеком в рамках госконтракта завершил работы по созданию системы 112 еще в прошлом году. Технология позволяет организовать защищенную сеть между объектами независимо от их территориального расположения. Дополнительно были установлены подсистемы - определение местоположения абонента и «ЭРА-ГЛОНАСС». Это уже спасло не одну жизнь. Жуткая история, которая произошла в Воронежской области, когда девочка-подросток звонила в службу спасения из леса, но ее так и не нашли, могла повториться в Иванове. Здесь операторы тоже принимали похожий звонок от девушки, которой было плохо под каким-то мостом. Ее нашли!
На протяжении всей смены оператора преследуют чрезвычайные ситуации и человеческое горе. Морально приходится тяжело. Помогают небольшие передышки - по десять минут в час. И раз за смену - 20-минутка в комнате психологической разгрузки.
В экстренных ситуациях - каком-то крупном пожаре, например, вся смена поднимается по тревоге. Всего в Центре работают пять смен по семь человек. Отдыхают сутки через трое-четверо. Но продержаться здесь долго нелегко.
Это разрушает миф о том, что звонить в службу 112 дольше, чем напрямую в скорую или полицию. Оператор заполняет карточку в специальной программе за минуту, и экстренные службы видят у себя вызов в точно такой же программе. Сразу же отправляются на помощь. При этом дозвониться сюда можно даже без сим-карты. Мы проверили.
На СМС с просьбой о помощи тоже назначают службы. За год работы центр принял более 370 тысяч звонков. Все остальные номера экстренных служб отключат только тогда, когда жители сами перестанут туда звонить, и номер сто двенадцать каждый сможет вспомнить даже в чрезвычайной ситуации.
Валентина Перекрестова, Кирилл Маршов, программа «Губерния»